Жизненная Голгофа святого Луки Крымского

Повествование о святых, в земле Крымской просиявших своими богоугодными деяниями, можно начать с интересного факта, о котором, возможно, мало кто задумывался, хотя лежит он, как принято говорить в подобных случаях – на поверхности. Дело в том, что Христианство, как истинная вера было распространено в пределах Таврии почти на десять веков раньше, чем древняя Киевская Русь приняла Крещение от Византии.

В течение этих столетий христианская история Тавриды постоянно пополнялась новыми славными именами. Тем не менее, открывают список почитаемых Крымских святых имена древних скифов или руссов, предков современных русских людей. Речь идёт о св. великомучениках Инне, Пинне и Римме, трёх святых мужей принявших крещение от самого Апостола Петра в первом веке. О великом подвиге святых, принявшим мученическую кончину в пределах сегодняшней Алушты, мы обязательно расскажем в последующих рассказах  на данную тему. Сегодня, открывая новую рубрику повествований о святых, в земле Крымской просиявших, предлагаем вашему вниманию рассказ о великом подвижнике, святителе и целителе архиепископе Луке.

Прижизненное фото святителя Луки Крымского

Мало кто из жителей Крыма не слышал о святителе Луке Крымском. Даже неверующие, невоцерковленные люди когда «прижмёт» спешат в храм с тем, что бы хотя бы постоять у мощей святителя, мысленно прося помощи в первую очередь в борьбе с недугом, а то и просто в житейской проблеме. У православного народа, к памяти целителя Луки отношение совсем иное. С раннего утра, в храм при Свято-Троицком монастыре к раке с мощами святого спешат верующие. В продолжение дня, вплоть до завершения всех служб и закрытия монастыря, народ непрестанно  приносит  святому Луке коленопреклонные молитвы, читает акафисты или просто высказывает свои чаяния и беды, свято веруя в избавление от всех сих. Широкое почитание святого связано во многом ещё и с тем, что целитель Лука родился и почил в Крыму, будучи практически нашим современником, и есть ещё в крымской земле люди, хорошо помнившие этого великого подвижника и даже те, кому посчастливилось общаться с целителем при его жизни. Поэтому для крымчан образ святого Луки не является архаичным, то есть древним, а воспринимается как великий угодник Божий, почти современник.  При Свято – Троицком монастыре в Симферополе,  расположенном по улице Одесской, где покоятся мощи святого Луки, есть небольшая музейная экспозиция. В нескольких небольших комнатах оборудованных под музей можно увидеть много интересного. В частности личные вещи святителя, его медицинские инструменты, рукописи и книги, а также предметы обихода и мебели. Все эти артефакты служат памятью о святителе Луке, напоминают о его жизненной Голгофе, путь к которой был неимоверно тяжелым и благочестивым одновременно.

Факты из жития св. Луки                              

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи. Он был четвертым, предпоследним, ребенком в семье. Его отец Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий был поляком, искренне верующим католиком, как писал впоследствии святитель Лука, он часто бывал в костеле, молился дома. И при этом не препятствовал тому, чтобы его русская жена воспитывала детей в православной вере. В своих воспоминаниях святитель Лука писал, что его мать Мария Дмитриевна Кудрина была очень набожной женщиной и много молилась, что, конечно же, не могло не сказаться на воспитании детей в православии.  Через некоторое время, семья Войно-Ясенецких перебралась в Киев, где по задумкам родителей повзрослевшие дети могли получить должное образование. Юный Валентин, щедро наделённый талантами, встал перед выбором кем быть, художником или врачом.  После некоторых метаний в поисках ответа, Войно-Ясенецкий выбирает профессию врача. Нет сомнений, что этот выбор был волей Божией, так как именно эта самоотверженная, в прямом понимании этого слова,  стезя, привела будущего целителя к святости и немеркнущей благодарной народной памяти.  В 1919-м году, в Ташкенте, куда семья земского врача Войно-Ясенецкого переехала в надежде исцеления местным сухим воздухом чахотки у супруги, Валентин Войно-Ясенецкий был рукоположен в священника. Надеждам на исцеление супруги не было суждено сбыться, вылечить болезнь не удалось.

Святитель Лука проводит операцию

Уход из жизни любимой супруги стал толчком для нового этапа духовной жизни Валентина Феликсовича. До сих пор он был просто добрым, хорошим человеком, христианином. Теперь же стал активно принимать участие в жизни епархии, часто бывать в церкви. Коллеги обратили внимание на то, что перед началом операции доктор Войно-Ясенецкий теперь обязательно осеняет крестом себя, своих помощников и больного, независимо от того, христианин это или иноверец из местных жителей. Когда ему как-то указали, что перед ним татарин, он ответил: «Религии разные, Бог един!».

Потеря любимой жены не сломила врача. Он, как и раньше, неустанно оперировал, читал лекции на медицинском факультете, где заведовал одной из кафедр.

Деятельное участие в епархиальной жизни не прошло мимо внимания священноначалия. Валентину Феликсовичу предложили стать священником. Это были времена жестокого гонения на религию, тем не менее, доктор не колеблясь, принял это предложение. Вначале его посвятили в чтеца, иподиакона, потом – в диакона.  В день Сретения в 1921-м  году произошло рукоположение в иереи. С этого дня доктор  приходил на занятия в университете и на работу в госпиталь в священнической одежде – в рясе и с крестом. В операционной он поместил икону Богородицы, а перед каждой операцией совершалась молитва.

Учитывая, что в те страшные годы, когда гонения на христианство достигло невиданных размахов, а причастность к Церкви уже давала повод для ареста и расстрела о. Валентин продолжал открыто проповедовать православие, чем снискал большое уважение среди людей всех сословий,  находились таковые даже в среде представителей новой власти.   

 Следующий этап подвижнической жизни св. Луки был самым тяжким для него испытанием. Несмотря на очевидные достижения в хирургии и его международное признание в области хирургической медицины, богоборческие власти не оставляли попыток развенчать славу православного учёного-врача, предъявляя совершенно неправдоподобные, надуманные обвинения. Успехи врача священника на медицинском поприще опровергали тезисы большевиков о «вреде христианства». Для злобствующих атеистов святой Лука со своими деяниями, был основательным противовесом в борьбе за сознание народа, уже  достаточно помраченного в те годы сатанинской идеологией.  От таких подвижников, как святой Лука исходили неугасимые искры истинной веры, погасить которые криминальной власти так и не удалось.  

                                            Постриг и гонения

В 1923-м  году состоялся монашеский постриг о. Валентина под именем Лука. Это имя взято не случайно: апостол Лука согласно традиции, исцелял людей и был живописцем. Вскоре отец Лука был назначен архиереем, и встал во главе Туркестанской епархии. Не прошло месяца после этого события, как епископ Лука был арестован. Его и священников, арестованных вместе с ним, обвиняли в саботировании распоряжений местной власти, агитации и возбуждении бунтов и прочей ахинеи.  Сидя в тюрьме, епископ Лука завершил первую часть «Очерков гнойной хирургии», который до нашего времени остается основополагающим пособием в этой области медицины.

Святой Лука с прихожанами в храме

Согласно приговору епископа выслали в Нарымский край. Когда он уезжал из Ташкента, прихожане ложились на рельсы, чтобы не дать поезду уехать, и только вмешательство самого ссыльного священника заставило людей подняться и пропустить состав. В 1929-м году епископ Лука был арестован во второй раз и вновь был отправлен на Север для отбытия срока. Ссылка длилась до 1933-го года.

Вновь владыка Лука был арестован в 1937 году. Он обвинялся в недовольстве советской властью, пораженческих взглядах, а так же во вредительстве – убийстве пациентов, и в работе на вражескую разведку. Вынуждая его сознаться, следователи применили к владыке изощренную пытку: допрос методом «конвейера». Следователи сменяли один другого, а подследственному не давали возможности сомкнуть глаз ни на минуту.

Священника, которому к тому времени было уже 60 лет, с подорванным здоровьем, заставляли часами стоять, обливали холодной водой. У него начались галлюцинации, сознание мутилось. Это длилось тринадцать суток. Подследственный объявил голодовку и упорно отрицал свою вину. Начался новый виток истязаний. В конце концов, епископа Луку после двух лет «следствия»,  истерзанного и измученного до крайности, отправили в ссылку в Красноярский Край. Вскоре после начала Великой Отечественной Войны, епископ пишет письмо в Кремль, председателю правительства Михаилу Калинину:

Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука.

Даже богоборческая власть признавала величайший вклад св. Луки в мировую медицину

Его  просьба была выполнена. Целитель Лука провёл тысячи сложнейших операций в военных госпиталях, спасая жизни раненых воинов, казалось бы, в безнадёжных случаях. Слава о потрясающих успехах в хирургии дошла до Москвы. Удивительный факт, православного священника неоднократно предававшегося неправедному суду, богоборческая власть наградила одной из высших в то время наград – сталинской премией.

Святитель Лука стал единственным священником, который был удостоен этой награды.  Премия составляла 200 тысяч рублей, и больше половины этой суммы святитель Лука отдал на нужды детей, оставшихся без родителей. Кроме того епископ был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». Главной наградой для святителя стало право ношения на клобуке бриллиантового креста, за проповедническую деятельность.

Крымская кафедра: место последнего служения и погребения

В 1946 году владыка был направлен на кафедру в Симферополь, получив титул архиепископа Симферопольского и Крымского.

Крым в ту пору был для священника отнюдь не курортом. Бедность приходских священников была вопиющей, многим едва хватало на самую скромную постную еду, а на одежду и обувь и прочие бытовые нужды средств уже не доставало. Священники были вынуждены наниматься на черную работу, чтобы хоть как-то прокормить себя и семьи.

Св. Лука с духовенством Крымской епархии

Всего в Крыму в ту пору насчитывалось 58 приходов, и повсюду наблюдалась одна и та же картина: разрушенные храмы, которые нет возможности восстанавливать, острая нехватка священников. В Крыму традиционно крепкими были приходы, населенные греками и болгарами, но после того, как их выслали с полуострова, оставшееся русское население не желало или боялось посещать храмы.

Владыка Лука объезжал приходы, сам служил в храмах, произносил проповеди,  многое делал для укрепления образования священнослужителей.

Здесь, в Крыму, светские власти не дали ему возможность работать в больнице. Некоторое время он занимался частной практикой, вел прием на дому. Однако затем принял решение всецело посвятить себя делам епархии.

Св. Лука провёл жизнь в молитвах и в богоугодных трудах

В 1958 году святитель перестал видеть. Но и ослепнув, он продолжал свое архиерейское служение, встречался с людьми, проповедал и служил в церкви. При этом, мало кто из посторонних мог бы догадаться о его незрячести, настолько точно знал владыка всю последовательность Богослужения.

Похороны св. Луки при огромном стечении народа

Умер архиепископ Лука в 1961 году, в День всех святых, в земле Российской просиявших. На его погребение собрался весь город. Огромная процессия прихожан двигалась несколько часов. Желающих проститься со святителем Лукой оказалось столько, что власти не смогли препятствовать проходу процессии по центральным улицам Симферополя. Изначально предписывалось едва ли не тайное погребение, и уж во всяком случае, без большого скопления людей. Архиепископ Лука скончался в воскресенье, утром 11 июня 1961 года,  ему было 84 года, из которых он проработал врачом 58 лет. Умирал он тихо, не жаловался, не роптал,  распоряжений не давал.  Подышал немного напряженно, потом вздохнул два раза и еще едва заметно — и умер.

«Жизнь его угасла в преклонном возрасте, после продолжительной болезни, исподволь подточившей его физические силы и подготовившей дух его к непостыдной, мирной христианской кончине», — писали о Луке в Некрологе  Журнала Московской Патриархии. — Кончина Преосвященного Луки потрясла не только его паству, но и всех, его знавших.

Панихиды следовали одна за другой, дом до отказа наполнился народом, люди заполнили весь двор, внизу стояла громадная очередь. Первую ночь Владыка лежал дома, вторую — в Благовещенской церкви, а третью — в соборе. Все время звучало Евангелие, прерывавшееся панихидами, сменяли друг друга священники, а люди все шли и шли непрерывной вереницей поклониться Владыке…

Были люди из разных районов, были приехавшие из далеких мест: из Мелитополя, Геническа, Скадовска, Херсона. Одни люди сменялись другими, снова лились тихие слезы, что нет теперь молитвенника, что «ушел наш святой».

                                           Прославление

Могила владыки Луки сразу стала местом притяжения для сотен верующих. К ней приходили и приезжали из разных концов Крыма и из других мест. Люди молились об обретении здоровья, и святитель, покинув этот мир, все равно продолжал помогать нуждающимся и совершал исцеления.

Обретение святых мощей целителя Луки

В 1995-м  году  святитель  был причислен к лику местночтимых святых, когда мощи свт. Луки Крымского были извлечены и помещены в кафедральный собор Симферополя.

В 2000-м  году святитель Лука был причислен к сонму святых новомучеников и исповедников Российских.

Полное описание жизненного подвига святителя Луки, прославленного в лике святых в земле Крымской просиявших, можно прочитать в его автобиографической книге «Я полюбил страдание».

Мощи святого Луки Крымского в Свято-Троицком монастыре в Симферополе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *