На монастырском подворье св. Космы и Дамиана, уже не первый год неукоснительно соблюдается исконно православная традиция поминовения усопших. Каждую субботу, после Литургии в храме Всецарица остаются прихожане, почитающие своим долгом поминовение усопших родственников и друзей, а также тех, из числа отошедших ко Господу православных христиан, кого они считают необходимым помянуть.
Очень часто, читая труды святых отцев Церкви, а также во время проповеди в храмах, мы слышим слова о великой силе молитвы за усопших, способной даже вывести по милости Божией душу поминаемого из неподобающего места в Обители Небесные. Казалось бы, все мы слушаем и понимаем значимость и важность молитв об усопших, как для самих отшедших ко Господу, так и для тех, кто молится за них.
Тем более странно видеть по субботам малое количество оставшихся на панихиду прихожан. Наверное, не все задумывались над этим словосочетанием — «молиться за них», а тем не менее, тут кроется глубокий смысл. Выражение — «молиться за них» в первую очередь значит молиться вместо них, так как они уже не могут этого делать по исходу души. И мы молимся ко Господу о помиловании, как бы от их лица. А уже второе значение этого словосочетания — это молится за них от своего имени. Весьма показательным в этом душеспасительном делании, будет пример святой блаженной Ксении Петербургской, принявшей ради спасения души почившего без покаяния мужа, его имя, называя себя Андреем Федоровичем и вознося ко Господу всю свою долгую жизнь покаянные молитвы от его имени! И если мы, грешные, не сможем, подражая святой Ксении коленопреклонно молиться каждую ночь в поле, в любую стужу и слякоть о спасении близких, то молитва на панихиде в теплом храме должна быть нам вполне по силам. Тем не менее, по субботам в назначенное время храм почти пуст… Дорогие братья и сестры, все приведенное выше не является назиданием или тем более укоризной, но, все же всем нам тут, на земле и тем кто уже отошёл ко Господу, будет крайне важно присутствовать на поминальных молебнах, хотя бы раз в неделю!
Вот, что говорят Отцы православной Церкви о великой полезности поминовения:
Антоний Оптинский (Путилов)
…Мы буем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небесах, и небесная молитва их о нас, гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша — о них. И не только праведники, души которых в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, что бы мы не попали туда, где находятся они, и, по Евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, что бы он вразумил нас, что нам подобает сделать, да избегнем мучений вечных!
Вот что пишет о поминовении усопших св. Иоанн Кронштадтский:
«Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, — забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви. — Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных [Евр. 12, 23], по любви своей постоянно молится за нас Богу, — и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, — равное за равное. Мы поминали их, они — нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. — Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведного [Иак. 5, 16]
Святитель Феофан, Затворник:
«Участь отшедших, не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей (душе) помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: «Помоги!» — вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу — ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее…».
И так, усопшие молятся за нас и помнят нас. И потому разве не самое естественное для нас – помнить и молиться о них? Ведь христианская любовь остается крепкой и неизменной и после нашей смерти (1Кор.13:8). Можно даже сказать, что после смерти близкого нам человека любовь к нему становится еще глубже и чище, поскольку мы склонны забывать те человеческие недостатки, которые были присущи ему при жизни.
И так, как любовь наша сохраняется, Матерь Церковь с самого начала установила специальные молитвы об усопших и учредила определенные дни их поминовении. Согласно святителю Иоану Златоусту, поминовение усопших за Божественной литургией известно с глубокой древности. Действительно, оно было установлено святыми Апостолами. Как говорит Иоан Дамаскин, именно «ученики Спасителя и божественные Апостолы» учредили поминовение усопших верующих «в страшных, Пречистых и Животворящих Таинствах». Во всех концах вселенной эта апостольская традиция безоговорочно соблюдается Церковью Христовой по сей день и будет соблюдаться до скончания века. «Божественные Апостолы, – добавляет святой отец, – установили этот обычай не без основания и, конечно, не напрасно; решение это не было простым или случайным. Ибо вера христианская безупречна и не содержит ничего, что не было бы для пользы; напротив, все в ней благотворно, угодно Богу, полезно и всецело направлено ко спасению».