День памяти. Икона Божией Матери «Троеручица»

Двадцать пятого июля Церковь чтит память святой иконы Богородицы – «Троеручица». Днём ранее православные отмечали день памяти равноапостольной княгини Ольги Киевской. Об этих событиях из жизни православной Церкви наш сегодняшний рассказ.

Одну из самых почитаемых православных икон «Троеручица» иногда ошибочно воспринимают как «Богородицу с тремя руками». Это не может не вызывать смущения и удивления. На самом деле, конечно же, руки у Богоматери две. А сам образ не имеет никаких противоречий с церковными канонами.

Икона «Троеручица»

Икона «Троеручица» относится к наиболее распространенному иконографическому типу Одигитрия. На нем Пречистая Дева держит Младенца Христа одной рукой, а другой указывает на Него как на Спасителя мира. Хорошо известный образ дополнен необычной деталью — еще одной рукой, появление которой имеет свою историю.

Троеручица

Начало почитания этой иконы связывают с именем преподобного Иоанна Дамаскина, богослова, гимнографа и учителя Церкви VIII века. В период иконоборчества — общественно-политического движения в Византии против почитания икон — он написал три трактата в защиту святых изображений. Будучи подданным Дамасского халифата, а не Византии, Иоанн не мог быть осужден за это византийским императором-иконоборцем Львом III. Но император все же нашел способ отомстить святому. Он оговорил Иоанна, который занимал высокий государственный пост, перед халифом, и тот осудил своего сановника. Святому отрубили кисть правой руки. Согласно преданию, Иоанн забрал кисть и, приложив ее к ране, молился перед иконой Божьей Матери. Затем он задремал. Во сне страдальцу явилась Богородица и велела и дальше использовать исцеленную руку на благо Церкви. Когда святой проснулся, рука была цела и невредима. В благодарность преподобный Иоанн заказал отлитую из серебра руку и приложил ее к образу.

Так что рука, которую мы видим на иконе «Троеручица», не рука Богоматери, а дар в память о совершенном Ею чуде.

С ХIV века древняя чудотворная икона находится на Афоне, в сербском монастыре Хиландар. В течение нескольких столетий в обители не было должности игумена, и считалось, что всем управляет Сама Богородица. До того как в конце ХХ века тут были возобновлены выборы игумена, монахи с молитвой шли к «Троеручице» для решения сложных вопросов.

Описание иконы «Троеручица»

Древняя святыня, хранящаяся на Афоне, — это деревянная двусторонняя икона высотой около метра. На оборотной стороне сохранилось изображение святителя Николая. В отличие от большинства икон типа Одигидрия, на иконе «Троеручица» Богородица держит Младенца правой рукой, а указывает на Него левой. Взгляд Пречистой устремлен вперед, на молящихся. Христос смотрит на Мать.

Интересно, что в описаниях иконы «Троеручица» в ризе* (*Риза, или оклад, — накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов, как правило, самого лика и рук изображенного) и без нее расположение третьей руки будет разным. Сейчас она находится в левом нижнем углу. Там ее поместили на сделанном в XIX веке окладе. Но если рассматривать фотографию образа без оклада, то на живописной поверхности можно заметить следы от нескольких вотивных (т. е. сделанных в знак данного перед Богом обета или благодарности) даров, в том числе кисти, напоминающей о произошедшем в VIII веке чуде. Она располагалась под левой рукой Девы Марии.

Ближе к этому месту рука нередко располагается и на списках с оригинальной иконы. При этом на копиях русских иконописцев ее часто изображали не как приложенную, а как живую, принадлежащую Богоматери. Несмотря на то, что в 1722 году Святейший Синод издал указ, требующий не писать «иконы противные естеству, истории и самой истине», в том числе «образ Богородицы с тремя руками», в таком виде «Троеручица» встречается довольно часто.

Значение иконы «Троеручица»

Не запутаться, где чья рука, помогает понимание значения иконы «Троеручица». Само название Одигитрия (Путеводительница) и иконография этого образа напоминает, что Богородица указывает верующим путь к спасению. Одной рукой Она держит Младенца, Которому предстоит стать Спасителем мира, а другой — указывает на Него. Третья, дополнительная, рука, отлитая из металла, была добавлена на икону преподобным Иоанном Дамаскиным. Эта деталь рассказывает историю защитника святынь от иконоборцев.

Как уже было сказано, гнев императора-иконоборца Льва III, оговорившего богослова перед халифом, был вызван его работой «Три защитительных слова против отрицающих святые иконы», в которой преподобный Иоанн разделяет поклонение Богу и почитание святынь. Чудо, последовавшее за молитвой к Богородице, подтвердило правоту автора. Так что в образ Богородицы «Троеручица» заложено несколько значений. Это подтверждение истинности иконопочитания и радость от возможности видеть перед собой изображение Матери Божьей, молиться Ей и получать от Нее ответ на молитву.

Особое значение иконе «Троеручица» придают в афонском монастыре Хиландар, где она до сих пор находится рядом с игуменским троном.

История иконы

Хотя история иконы, согласно преданию, начинается в VIII веке, некоторые искусствоведы датируют находящийся на Афоне образ XIV веком, то есть примерно тем временем, когда он туда попал. Вероятно, древний оригинал был утерян, и это уже список иконы, принадлежавшей преподобному Иоанну Дамаскину. Считается, что святой сам принес ее в Лавру Саввы Освященного неподалеку от Иерусалима, когда принял в ней иночество. Оттуда в ХIII веке икона была передана в Сербию. А в афонский монастырь, по легенде, «Троеручица» приехала на ослике. То ли последний сербский царь возил икону перед войском, но однажды ослик вместе с ней пропал и чудесным образом оказался перед воротами далекой обители, основанной сербами. То ли верующие, когда страна оказалась под турецким владычеством, спасали святыню от поругания и, помолившись, положили ее на спину животного, а ослик сам нашел дорогу к Хиландару. В любом случае с XIV века «домом» иконы стал этот афонский монастырь.

Интересно, что в Белой церкви Каранской (Сербия) есть фреска, датируемая примерно 1340 годом. Богородица с Младенцем запечатлена в полный рост, а под Ее левой рукой изображена еще одна, в точности такая же. Очевидно, сербский живописец знал историю «Троеручицы», но не был знаком с оригиналом.

В XVI веке один из списков оказался в Троянском монастыре в Болгарии. В 1661 году другая копия прибыла в Москву. Тогда же по мере умножения списков иконы стало распространяться требование при их изготовлении — во избежание путаницы и «соблазнения» народа — серебрить третью руку.

Молитва «Троеручице»

Вспоминая удивительную историю преподобного Иоанна Дамаскина, верующие с любой своей нуждой могут обратиться к Матери Божьей перед Ее иконой. Но, стоя перед этим образом, не нужно забывать, что это не молитва «Троеручице» как «трехрукой помощнице», а обращение к Пречистой Заступнице, на иконе Которой необычное изображение кисти — лишь напоминание о том, на какие невероятные чудеса способен Господь. Молиться перед «Троеручицей» можно любой известной молитвой, своими словами или используя специально составленные тексты.

Тропарь, глас 4

Яко звезда светозаряющая, из Сербии на Афон чудесно прииде всечестная икона
Твоя Троеручица, юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, яко Божественный дар свыше, прославляет Тя, Владычицу, и умильно вопиет: не остави милость Твою от нас, но пребуди с нами во веки.

Кондак, глас 3

Дева днесь благоволение к нам являет, Гора же Афон благодарение Ей приносит,
Ангели и иноцы славословят, Троеручица из Сербии чудесно путешествует: нас бо ради
прииде и вселися во святую обитель Хиландарскую.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Троеручица»

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину
явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

В понедельник 24-го июля Церковь в своих молитвах поминала святую равноапостольную княгиню Ольгу Киевскую

Княгиня Ольга — одна из самых загадочных женщин в русской истории. И самая первая женщина из правителей Древней Руси. Все мы знаем, как она отомстила за мужа, но при этом её грозное имя окутано множеством загадок.

День памяти святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 24-го июля, это день её смерти. Её считают покровительницей вдов и новообращённых христиан.

Каждый год в этот день, 24-го июля Православная церковь отмечает День памяти святой равноапостольной княгини Ольги. Православные верующие чтят память великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены.

Жизненный путь блаженной княгини Ольги

 Из уроков истории известно, что Русь крестил князь Владимир в конце X века. Однако далеко не все знают, что первой русской правительницей, принявшей христианство, была его бабка — княгиня Ольга, жена князя Игоря, сына того самого Рюрика, варяга, согласно русским летописям, призванного на княжение славянскими племенами. Вслед за Рюриком и его братьями в славянские земли переселилось множество варягов-скандинавов, которые поначалу занимали доминирующее положение, но впоследствии ассимилировались со славянским населением.

По некоторым сведениям, Ольга происходила из норманнского рода, и звали её Хельга или Эльга. Подтверждение тому находят в трактате византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях», в котором он называет княгиню Эльгой, «архонтиссой Руси». Согласно «Житию святой великой княгини Ольги», написанному духовником Ивана Грозного протопопом Сильвестром в середине XVI века, она была незнатного рода, «языка варяжского».

В тоже время, не все согласны с «норманнской теорией» происхождения святой. По версии, основанной на преданиях, Ольга происходила из рода Гостомысла, славянского князя, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, и родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских. Но и эта версия не оспаривает того факта, что семья, к которой принадлежала Ольга, ко времени её знакомства с Игорем была уже обедневшей и будущая княгиня происходила, как говорится, «из простых».

Существует романтическое предание о первом знакомстве князя Игоря и юной Ольги. Как-то князь охотился в Псковских землях, и понадобилось ему переправиться через реку. Так он оказался в одной лодке наедине с юной перевозчицей. Князь решил приударить за девушкой и стал делать ей недвусмысленные предложения. Она же отвечала так: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».

Неизвестно, что больше легло на сердце князю — гордость юной псковитянки или её красота, но только, когда пришло время искать себе невесту, он попросил своего регента Вещего Олега найти девушку, не желая никакой другой жены. Мудрый Олег исполнил пожелание князя, и вскоре состоялась свадьба. После этого имя Ольги надолго исчезает из русских летописей. Известно, что князь Игорь большую часть жизни проводил в военных походах, а жена оставалась «на хозяйстве», управляла которым рачительно и разумно.

Следующее упоминание княгини Ольги в летописях связано с драматической гибелью Игоря от рук древлян. В 945 году князь отправился в древлянские земли на «полюдье» — собирать дань. У древлян был весь резон выплачивать дань Игорю: их столица, как и вся земля, находилась за Киевом, как за щитом, и от хазар, и от других возможных внешних агрессоров. Хотя Игорь повысил размер дани, древляне платили исправно. И в этот раз приняли киевского князя хорошо и несколько дней с ним пировали. Однако на обратной дороге в столицу Игорь совершил роковую ошибку. Ему почему-то показалось, что взял маловато, и, отпустив основную дружину, с небольшим отрядом вернулся к своим данникам. На этот раз встретили его по-другому: древляне сочли дополнительный побор нарушением договора, и князь был убит. Согласно некоторым сведениям, его привязали за ноги к двум согнутым деревьям, потом деревья отпустили — и те разорвали тело князя пополам.

Узнав о лютой смерти мужа, княгиня Ольга поступила с холодным расчётом: не стала отвечать древлянам сразу, следуя мудрости, гласящей, что «месть должна быть холодной». А месть её оказалась не только выверенной, но и поистине ужасной. Вскоре от древлян прибыли послы с предложением овдовевшей княгине стать женой древлянского князя Мала. Это может показаться странным, но таковы были обычаи того времени. Сватов, прибывших в ладье, дружинники отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. «И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

Фрагменты деяний св. княгини Ольги из жития

Второе посольство сожгли в бане, где древляне мылись, готовясь к встрече с княгиней. Спустя некоторое время Ольга с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. После этого Ольга пошла в древлянские земли военным походом и установила дань куда выше прежней. Древляне в знак покорности принесли княгине птиц из своей столицы — Искоростеня. Ольга подарок приняла, а потом велела привязать к птичьим лапам горящие жгуты и отпустить пернатых. Те вернулись под знакомые стрехи города — Искоростень сгорел.

Может показаться, что в этих историях древляне предстают крайне недальновидными и даже наивными людьми. За подлинность летописных рассказов поручиться, конечно, невозможно, часть из них явно навеяна фольклорными сказаниями. Однако в них прослеживается стремление летописцев представить княгиню Ольгу женщиной решительной, умной, умеющей защищать свои интересы. Такой она предстаёт и в дальнейшей истории.

После гибели мужа Ольга стала править Русью до совершеннолетия Игорева сына Святослава, но и после этого она оставалась фактической правительницей, так как Святослав большую часть времени проводил в военных походах и почти не уделял внимания управлению государством. Этим занималась его мать, и занималась очень успешно. Она ввела так называемые «оброки» и «уставы», определявшие размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты. Подвластные Киеву земли разделила на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун. Ввела систему «погостов» — центров торговли и обмена. Впоследствии в этих центрах стали строить храмы. При ней появились первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный княжеский терем. Ольга заботилась и об обороне вверенной ей державы: установила первые границы Киевской Руси и укрепляла пограничные города.

Исторические события, связанные с блаженной княгиней Ольгой

Основным деянием блаженной Ольги является её крещение в 955 году в Константинополе, куда княгиня отправилась в посольство вместе со своими приближёнными. «Житие святой великой княгини Ольги» и «Повесть временных лет» излагают легенду, согласно которой Ольга перехитрила византийского императора, желавшего взять её замуж. Сначала она отвергла притязания, заметив, что христианам не подобает свататься за язычников, а получив крещение из рук императора и патриарха, снова ответила отказом, сославшись на то, что теперь приходится императору крёстной дочерью.

Это, конечно, легенда, но факт остаётся фактом: после крещения княгини Ольги в Константинополе укрепилось положение Руси на политической арене, а также улучшились взаимоотношения с Византией — ведущей державой того времени. Вернувшись на Русь, Ольга, принявшая в крещении имя Елена, отменила языческие человеческие жертвоприношения, запретила кровные браки. Княгиня попыталась приобщить к новой вере сына Святослава, но тот, опасаясь, что его с такой мирной религией перестанет уважать дружина, категорически отказался. Понимая, что языческая Русь ещё не готова к принятию христианства, Ольга решила начинать с малого и стала постепенно строить по русским землям христианские храмы. Киев обязан ей своей главной достопримечательностью — Софийским собором. Правда, деревянная церковь в честь святой Софии, заложенная Ольгой, сгорела во время пожара 1017 года, но на том же месте правнук княгини Ярослав Мудрый воздвиг уже каменный храм, который сохранился до наших дней. Блаженная Ольга предрекала, что христианство на Руси всё равно победит, и оказалась права. Однако водворить в государстве новую религию было суждено уже её внуку Владимиру.

Когда отмечают праздник блаженной княгини Ольги

Блаженная Ольга умерла в 969 году. Хоронили её по христианскому обряду. В XVI веке Православная церковь причислила великую княгиню Ольгу к лику святой равноапостольной (равноапостольные — те святые, которые при жизни прославились проповедованием христианской веры и обращением людей в неё). Такой чести наряду с Ольгой удостоены всего шесть женщин, одна из них — Мария Магдалина. В день смерти княгини, 24 июля (11 июля по юлианскому календарю), православные отмечают День памяти святой равноапостольной княгини Ольги.

Образ блаженной княгини Ольги в культуре и искусстве

Княгиню Ольгу особенно чтут в Псковской области, считающейся местом её рождения.

Княгине Ольге посвящены многие произведения иконописи, архитектуры, литературы, а в наше время — кинематографа. Особым почитанием пользуется образ княгини в Псковской области, считающейся местом её рождения. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине. Памятники Ольге установлены также в Киеве, Владимире, Москве и в городе Коростене. Её фигура присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В соборе Святого Петра в Ватикане, справа от алтаря в северном (русском) трансепте можно увидеть портретное изображение княгини Ольги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *