Четырнадцатого января православная Церковь чтит память св. Василия Великого
«Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием и запечатывая его твоими учениями, открывающий небесное Василий, преподобный». Кондак преподобному св. Василию Великому
Учитель христианства, ясно сформулировавший догматы веры. Многомудрый философ, автор множества богослужебных песнопений. Наставник монахов, создатель устава для иночества. Все это – о сравнительно короткой жизни одного человека, Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийский. Его по праву называют Великим. В современном понимании, первые века выглядят для нас во многом архаичными. Это большое заблуждение, и житие святителя Василия Великого наглядный пример высокой образованности людей в то время.
О вере и разногласиях
«…По милосердию и человеколюбию благого Бога, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, по действию Святаго Духа избавленный от языческого заблуждения, от предков унаследованного, издавна с самого начала воспитанный христианскими родителями, от них с детства изучал я и священные письмена, ведущие меня к познанию истины.
Когда же стал я мужем, тогда, предпринимая частые путешествия и, как естественно, знакомясь с очень многим, в других искусствах и науках заметил великое согласие у людей, тщательно занимающихся тем или другим; в одной только Церкви Божией, за которую Христос умер и на которую обильно излил Духа Святаго, видел я у многих великое и чрезвычайное разногласие, как между собою, так и с Божественными Писаниями; и что всего ужаснее, сами предстоятели Церквей настолько разногласят между собою в убеждениях и мнениях, допускают столько противного заповедям Господа нашего Иисуса Христа, так безжалостно раздирают Церковь Божию, так нещадно возмущают стадо Его, что если когда, то именно теперь, с появлением аномеев, исполняется на них сказанное: «от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики вслед себе» (Деян. 20, 30).
Житие
Святитель родился около 330-го года в Кесарии, столице Римской провинции Каппадокии. Каппадокия уже с первого века была освящена сначала проповедью Апостолов Петра и Павла, затем – кровью сотен мучеников за веру. Эта благодатная земля дала миру вмч. Георгия Победоносца, мчч. Маманта, Полиевкта, Власия, Сергия – всего по Святцам мы знаем несколько десятков имен родившихся и пострадавших за Христа здесь. Еще больше христиан скрывались от гонений в пещерах и ущельях Каппадокии. К числу их принадлежали дед и бабушка Василия Великого по отцу. Внучкой мученика была мать отрока, Емемлия. Из девяти детей трое сыновей стали епископами. А дочь Макрина – выбрала монашеский путь, прославлена как святая.
Образование
От отца, известного учителя риторики, юноша унаследовал способности и любовь к наукам. Отец был и первым учителем сына, дав ему домашнее образование. Затем, после смерти родителя, юноша учился сначала в родном городе, Кесарии, через несколько лет уехал в Константинополь. Завершил обучение Василий в Афинах – центре просвещения. Там же происходит еще одна судьбоносная встреча: Василий познакомился со своим земляком, каппадокийцем Григорием из города Арианза, позже известным христианам под именем Григория Богослова. Их дружба сохранится на всю жизнь. Так прошло пять лет. Василий приобрел обширные познания в философии, риторике, грамматике, астрономии, языках.
Григорий Богослов писал о Василии Великом: …он был «корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой прир
…Видя сие и подобное сему, притом недоумевая, какая причина такого зла и откуда она, сначала жил я как бы в глубокой тьме или как на весах колебался то туда, то сюда, потому что всякий по-своему то привлекал меня к себе по причине долговременного обращения с людьми, то отталкивал от себя по причине, дознаваемой из Божественных Писаний истины. Когда же долгое время находился я в таком состоянии и доискивался причины, о которой упомянул, пришла мне на память Книга Судей, которая повествует, что «кийждо…, еже право… пред очима его, творяше», а вместе с тем объясняет и причину сего, сказав наперед: «В тыя же дни не бяше царя во Израили» (Суд. 17, 6). Припомнив же это, и о настоящем я подумал то, что страшно, может быть, и странно выговорить, но должно признать весьма справедливым, а именно: не вследствие ли отступления от единого и великого, истинного и единственного Царя всяческих и Бога и ныне происходит такое разногласие и распря между членами Церкви, когда каждый отступает от учения Господа нашего Иисуса Христа, самовольно защищает какие-то собственные суждения и определения и хочет лучше начальствовать вопреки Господу, нежели быть под начальством у Господа?
Василий Святой Великий — особенный деятель православной церкви. Он являлся архиепископом Кесарии Каппадокийской, также проявлял себя как богослов и церковный писатель. Василия Великого не только почитают как ключевую фигуру, но и как Святого. Есть различные молитвы ему, и, по отзывам, святитель помогает всем тем, кто оказался в сложной ситуации.
Истинная вера дала святому Василию Великому очень много. Знамения Божественной благодати, данной святителю, были многочисленны и постоянны. Уже при жизни десятки верующих свидетельствовали о чудесах святого. Господь ниспослал ему дар красноречия и убеждения, что помогало св. Василию в борьбе с арианством, имевшим распространение в Каппадокии при жизни святого. Жизнь свт. Василия Великого была недолгой: многие труды и болезни подорвали его здоровье. Святитель отошел на вечный покой в 379-м году, когда ему было только сорок девять лет.
Творения свт. Василия многочисленны. Вот, только малая их часть:
- Гимнография – кроме литургии, святитель считается автором ряда молитв, входящих в ежедневное молитвенное правило (например пятая молитва утреннего Правила), молитвы от осквернения и других.
- Толкования на Св. Писание (беседы на книгу Бытия, псалмы, пророческие книги). Особенно известен был верующим «Шестоднев», толкование на Книгу Бытия, повествующее о творении мира. Святому не удалось окончить «Шестоднев» – после его кончины это сделал его друг, Григорий Богослов.
- Догматические и полемические труды, написанные архипастырем в полемике с арианами. Догмат о Св. Троице сформулирован Василием в его книгах против еретика Евномия.
- Устав для монашествующих.
- Так называемые «Правила» свт. Василия Великого, касающиеся священников и мирян.
- Множество трудов нравственных и аскетических.
- Письма к разным лицам, касающиеся разных вопросов церковной жизни и духовных проблем.
Творения святого переведены на русский язык, многие из них издаются как отдельно, так и в составе собраний.