В продолжение исторической темы древнего поселения Партенит и во многом не исследованной горы Аю – Даг мы продолжаем познавать величие того места, где мы сегодня живём. В этой же связи, зададимся сакраментальным вопросом: а достаточно ли хорошо, мы знаем историю своей малой родины – Партенита?
Что бы ответить на этот и другие вопросы по истории нашего поселения неразрывно связанную с христианством, давайте обратимся к некоторым исследованиям и древним артефактам, доносящих до нас, современных жителей Партенита дух ушедшей эпохи. Вот, что пишет о горе Аю – Даг французский путешественник, учёный и исследователь Жильбер Ромм побывавший в этих местах в далёком 1876 – году:
«Продолжая наш путь на Ялту, мы проехали гору, одинаково выступающую в море; предание гласит, что некогда на ней стояли 12 греческих монастырей, и сейчас еще видны развалины, в том числе и колонны белого мрамора. На такой значительной высоте над уровнем моря, совсем подле вершины горы, мы нашли гранит. Далее, Жильбер Ромм в своем отчете обращает внимание на факт соответствия упомянутого числа монастырей с апостольской двенадцатирицей, что, вероятно, отражает данные о существовании в этой местности монастыря св. Апостолов. Ромм и его спутники видели на Аю-Даге какие-то развалины с колоннами белого мрамора. Исследователь П.С. Паллас, спустя несколько лет, застал всего одну мраморную колонну на развалинах «греческого монастыря во имя святых Константина и Елены, укрепленного стеной»
Из других многочисленных источников следует, что всего в пределах горного массива Аю-Даг обнаружено 39 археологических комплексов, из них 4 античного времени, 26 средневековых и три- ХVІІ-XVIII века. Крупнейший средневековый — церковно-феодальный комплекс, состоящий из нескольких поселений с храмами и двух монастырей, защищённых общей системой обороны. Его возникновение связывают с подъёмом соседнего Партенита и образованием Готской епархии, к которой относился монастырский комплекс. Укрепление состоит их трёх линий крепостных стен (сложенных из камня, толщиной 2,2—2,8 м, сохранившихся в некоторых местах на высоту до 3 м) и кольцеобразного укрепления внутри.
На Аю-Даге каждый камень отдает древностью, все здесь овеяно легендами, а одна из них — широко известная легенда о Медведе — объясняет название горы. Богат Аю-Даг — Медведь-гора и археологическими памятниками. По стародавней традиции их связывают с таврами. Но, может быть, и это не более чем легенда? Кому же принадлежали заброшенные давно жилища и многочисленные храмы, кем построены оборонительные стены, знаменитое на весь свет укрепление на вершине Аю – Дага?
Путешественник привел размеры храма, весьма внушительные по южнобережным меркам: длина с учетом преддверия около 20 метров, ширина 6,4 м. Археолог Э.Д. Кларк сообщал, что когда-то колонн было четыре: две зеленого и две белого мрамора. Князь Потемкин, якобы забрал две из них, чтобы украсить церковь, которая строилась тогда в окрестностях Херсона. Наиболее подробное описание местности, где находились руины храма с колоннами, содержится в записи с датой 17 августа 1821 года из дневника генерала Е.Е. Келлера: «Около двух часов мы добрались до небольшой обращенной к морю площадки, расположенной в нескольких верстах от самой вершины; здесь некогда стояло здание, скорей всего маленький храм, или, может быть, тут просто были жилища людей, имевших отношение к большому храму. Строение смотрело на море, и вид отсюда был восхитительный. Всего лишь немногим ниже видна значительно большая площадка, а на ней лежит упомянутая Палласом колонна из белого мрамора близ капители. Форма сужающейся колонны хороша, но, к сожалению, ее ствол сохранился не полностью». П.И. Кеппен уже не смог найти остатков монастыря Константина и Елены. Проводники-татары лишь показали ему место, где по их словам некогда находилась колонна, увезенная впоследствии по приказу графа Воронцова в Гурзуфский парк. Здесь её в первой половине 1830-х годов видел швейцарский путешественник Дюбуа де Монпере. По его свидетельству она была сделана из белого с голубыми прожилками мрамора и украшена большим рельефным крестом, как мраморные колонны Херсонеса. После завершения строительства Алупкинского дворца колонна была перевезена туда. По всей видимости, именно эта колонна изображена на 9-м листе альбома «Виды Крыма» художника Ф. Гросса, опубликованного в Одессе в 1846 году. В 1869 году на винограднике муллы Белялы в Партените нашли мраморную капитель, которую приобрел владелец имения «Карасан» князь Раевский. Спустя некоторое время, Н.И. Репников, сравнив диаметр ее основания с диаметром колонны из Алупкинского дворца, пришел к выводу, что они могли представлять собой одно целое, но точное место находки капители остается неизвестным . Осенью 1871 года в Партенит прибыл художник Д.М. Струков, открывший руины Базилики св. Петра и Павла. Оставив наблюдать за раскопками Алуштинского священника Николая Клопотовича, московский гость в течение примерно двух недель занимался поисками на Аю-Даге «древнего христианского города», который, по его мнению, некогда там находился. Однако результаты этих исследований оказались более чем скромными. Храм св. Константина и Елены так и не был найден. Вместо этого в урочище Акстан Струкову удалось расчистить руины небольшой церкви.
«Одновременно с Партенитским еще открыт храм на северо-восточном склоне Аю-Дага, который впрочем, ничем не отличается от других, исключая только, что в правой стене его устроен склеп со сводом, в котором найден разбитый череп. Он также мал, как и другие древние храмы», – отмечено в статье о раскопках, организованных Д.М. Струковым в Партените.
Судя по всему, модель этого храма фигурирует в списке гипсовых слепков, пожертвованных в 1882 году Церковно-археологическому обществу при Киевской Духовной Академии, под №25 со следующим описанием: «Стены храма, построены на скале. Вход в храм с южной стороны. Алтарь отделяется преградой с одним входом посередине. Есть престол у стены; жертвенник в северо-восточном углу алтаря. К этому храму относятся четыре обломка глиняной посуды, на которых надписано рукою г. Струкова: «С. Ефимия». В 1907 году Н.И. Репников снял план церкви и сделал ее фотографию, отметив, что она находится на поляне, называемой Ай-Констант со следами большого кладбища. В результате раскопок памятника, проведенных в 1999 году, было установлено, что он представлял собой типичную для Южного берега постройку, со стенами, сложенными из дикого камня на известковом растворе, длиной 7,4 м и шириной 3,80 м. Среди находок оказалась печать плохой сохранности, близкая по типу печатям архонтов Херсона первой половины IX в. По всей видимости, храм был построен в XIV веке на фундаменте более раннего сооружения (IX-X вв.) и просуществовал, судя по обнаруженным археологами монетам крымских ханов, до конца XVI в. Интересной особенностью храма являлось то, что его апсиду с внешней стороны украшали фрески, а также керамические трубки с четырехлепестковыми розетками. Однако размеры церкви (7,4 м на 3,80 м) делают невозможным ее отождествление с храмом, описанным Палласом.
В связи с этим, еще в 60-х годах прошлого века, когда на Аю-Даге работала экспедиция советских ученых во главе с О.И. Домбровским, появилась гипотеза, согласно которой монастырь св. Константина и Елены находился в другом месте, фигурирующем в отчете Н.И. Репникова под названием «Клисиры», возможно возникшем в результате ошибочной передачи слова «Клисуры» (от греч. «ущелье» как называли в Византии горные укрепления). Здесь археологи исследовали останки некоторых построек, а также небольшой церкви, размерами 6,0 на 3,3 м. Она имела капитальное сводчатое перекрытие на подпружных арках с упором на пилястры. В апсиде нашли ампулу с остатками мощей, вмурованную в основание престольного камня. В результате раскопок 2001 года под руководством С.А. Черныша изучена часть некрополя вокруг здания церкви и установлено существование раннего большого храма, на фундаменте которого предположительно в XIV в. был построен новый. Кроме того, им удалось выявить остатки большого здания, существовавшего в VIII-X вв., как тогда посчитали замка или монастыря. В свою очередь исследователь В.Л. Фирсов доказывал, что здесь находились руины большой трехапсидной базилики, которую он считал знаменитым храмом Константина и Елены, ссылаясь на находки архитектурных деталей, в том числе мраморных. Однако до сегодняшнего дня серьезных раскопок, в этом месте не проводилось. П.И. Кеппен упоминает какую-то постройку на выдающейся в море оконечности Аюдагского мыса, от которой, он впрочем, слышал он своих знакомых, но сам там не бывал. Спустя несколько десятилетий Д.М. Струков «на едва приступном каменном утесе, выдающемся в море мысом горы, нашел стены храма, при очистке и раскопке коих оказалось: много кусков черепицы с буквами, камень со следами живописи и кусок извести, на которой уцелела часть изображения от ног распятия и взрытые могилы»
Художник сделал рисунки постройки, обнаруженных находок, а позже изготовил ее гипсовую модель. Впрочем, почти сразу возникли сомнения в том, что это простое прямоугольное в плане здание являлось церковью. Впоследствии высказывалось предположение, что оно являлось храмом-маяком. Небольшой монастырь или скит существовал рядом с храмом в бухте Панаир. Он был открыт в 1969 г. и исследован в 1994–1996 годах. Стены здания были сложены из дикого камня средней величины на известковом растворе и изнутри расписаны фресками. В кладке отмечено значительное количество архитектурных деталей вторичного использования из травертина, известняка и ракушечника. В литературе комплекс средневековых построек на Аю-Даге обычно характеризуют как церковно-феодальный. Высказывалось мнение, что на поляне Ксисуры первоначально мог находиться монастырь, основанный Иоанном Готским, являвшийся крупным земельным собственником . Однако до сегодняшнего дня храм, остатки которого видели путешественники конца XVIII – начала XIX веков, так и не найден.