На нашем сайте 10 ноября был опубликован пространный авторский материал от монастырской пресс-службы по истории монастыря св. Космы и Дамиана и его подворья в Партените. Сегодня мы приводим подобную версию от популярного православного издания «Фома», где приводятся интересные исторические факты в добавление к ранее опубликованным.
В глубоком крымском ущелье, на высоте около тысячи метров, где течет река Альма, спрятался маленький монастырь. Свое название он получил от источника целителей Космы и Дамиана. По преданию, в III веке по Р. Х., при римском императоре Марке Аврелии Карине два брата и врача Косма и Дамиан приняли христианскую веру, и за это были сосланы в горы Таврии, то есть в Крым — довольно дикий и опасный край, периферию цивилизованного мира. Как-то, собирая в горах целебные травы, они испросили у Бога воды, и из-под горы пробился родник из двух ключей. Братья поселились у источника, построили здесь жилище, а водой стали лечить местных жителей. Вскоре гонение в Риме утихло, и изгнанники вернулись на родину. Там они и погибли в 284 году, при очередном гонении на христиан. В 1781 году здесь при роднике греками была найдена мраморная плита с вырезанными на ней ликами Космы и Дамиана и надписями на греческом языке. А в XIX веке, после присоединения Крыма к России, здесь был построен монастырь в честь святых братьев целителей. Несмотря на то, что он находится в малодоступном горном ущелье, у монастыря — насыщенная и непростая история.
В 1855 году Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), — блестящий проповедник и богослов, получивший среди современников прозвище «Русский Златоуст», сказал: «Крым как будто создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном. Я желал бы возобновлять в горах его разрушенные храмы и поселять при них монахов: Таврия далеко превзойдет греческий Афон… И среди гор ваших есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли их молитвами. Если где, думал я, — то в подобных ущельях гор место инокам, и предложил, если угодно будет Богу, устроить киновию во имя святых бессеребреников Космы и Дамиана. Святейший Синод преподал благословение на сию мысль»
Монастырь начал строиться в буквальном смысле благодаря чуду. Из государственной казны, истратившейся на Крымскую войну, деньги не выделялись, и первые монастырские постройки были возведены благодаря пожертвованиям симферопольского купца I гильдии Ивана Санютина. Он, долгое время страдавший тяжелой лихорадкой, исцелился от нее после купания в нашем источнике. К слову, до Революции велась специальная книга, описывающая все чудеса исцеления, но при большевиках она пропала. А исцелений были сотни, если не тысячи.
Теперь здесь часто бывают паломники, приезжающие сюда на экскурсионном автобусе. И сложно представить себе те трудности, ту суровость, на которую отдавали себя монахи еще каких-то сто лет назад. Вот что писал русский писатель-путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма» о Космо-Дамиановской киновии: «Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырёк и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырёк, осведомиться, цел ли он…
Настоятель объявил, что не осталось никакой провизии, и что вряд ли мы захотим ночевать в монастырской гостинице, в которой нижний этаж залит водою, а верхний почти не отделан. Настоятель предлагал нам свою маленькую келью, пропитанную запахом свечей, постного масла и каких-то сухих трав, но сам же предупредил, что в ней страшное множество насекомых. Мы решили поместиться в сырой, неприютной гостинице. Попросили сена на постели и лошадям. Сена не было, ячменя и овса тоже не было. Голые узкие лавки были единственным ложем для нас.
Несмотря на труднодоступность, монастырь любили посещать художники, писатели, члены царской семьи. Еще император Николай I, узнавший о чудесном роднике, распорядился собрать все предания, связанные с этим местом. Александр III любил здесь охотиться, но наиболее заметны были посещения этих мест Николаем II. С 1910 года со стороны Ялты, Гурзуфа и Алушты сюда прокладываются улучшенные грунтовые дороги. Создается «Заказник императорских охот» и проводится Романовское шоссе, соединившее через горы Алушту с Ялтой. В заказник из разных районов страны и из-за границы завозят редких животных. В 1913 году, в преддверии 300-летия Дома Романовых, император вместе с семьей и свитой приезжал помолиться у источника святых Космы и Дамиана.
Из дневника Императора Николая II:
«…Поехал в Козмодемьянский монастырь. Приехал в охотн. домик в 1 1\2 с ливнем. После 3 ч. дождь прошел, и я отправился с ловчим Вагнером из Спалы на ближние горы. Ходил по хорошим тропкам, слышал кругом рёв оленей, но ни одного не видал» — записано в дневнике Николая II в среду 11 сентября 1913 года
И ещё:
«…Монастырёк симпатичный, оригинальный, кажется как-будто на краю света. У меня даже явилось желание пойти в монастырь – это настоящий монастырь!..» — написала сестра Чехова в письме к брату, 29.06.1902 г.
Кроме Романовых Космодамиановскую обитель посещали и другие знаменитости, среди которых был и живописец И. И. Шишкин, написавший после паломничества картины «Крымский вид» и «У монастыря Козьмы и Дамиана».
Бывал здесь и знаменитый украинский писатель, Михаил Коцюбинский, автор экранизированной Параджановым повести «Тени забытых предков». С Коцюбинским связана любопытная история. Некоторое время он жил в Крыму, изучая вредителей виноградников. Здесь он и узнал о Космо-Дамианском монастыре. Будучи человеком, радикально настроенным, и вообще, по словам Ленина, «наиболее близким к большевикам», писатель решил написать поэму, изобличающую всю порочность монахов и монашества. Чтобы получше войти в образ и увидеть монашество изнутри, писатель решил, что насекомые-вредители подождут, а он изобличит настоящих вредителей человеков. Он решил «поступить в монастырь на некоторое время для наблюдения, стать послушником, надеть подрясник, ходить в церковь, есть и спать вместе с братией»… Но тут случается непредвиденное. «…в том < 1899 > году Козьмодемьянский монастырь превратили в женский, о чем я узнал, приехав туда. Намерение не осуществилось, погиб и сюжет для повести, и с отчаяния я написал лишь “В грешный мир”, небольшую новеллу, на основании материала, собранного за короткое время… пребывания в монастыре».
Вид с отрогов Бабугана на гору Чатырдаг Коцюбинский видел так: Справа — море, слева, у окруженной лесом поляны — спуск в монастырь. Место, о котором Коцюбинский напишет: Далекое море открыло широкие объятия зеленой земле и радостно трепетало, словно живая голубизна неба. А земля млела и смеялась в объятиях, словно упоенная любовью женщина, и блестели на солнце строки белых домов, как мелкие зубы, а зеленые долины стлались дальше, как косы. И вся эта странная страна плыла куда-то в море теплого света, в широком, неограниченно голубом пространстве. С левой стороны трудно лежал на земле угрюмый Чатырдаг, а с правой — лезла на небо чертова ступенька Бабугана, нагретые скалы, серые и голые, как земля-мать родила.
Большевики пришли сюда в 1922-м году. В часовне они устроили инкубатор для разведения мальков форели. Такая вот горькая ирония христианского символизма. На северной стене под ближним окном виден коричневый инвентарный номер. А под крышей — высеченная цифра постройки: 1913 — трехсотлетие династии Романовых. Две цифры одного столетия с разницей в несколько лет, — и такие разные эпохи…
Часовня над источником — единственное сохранившееся здание с дореволюционных времен. Во время войны гитлеровцы, боясь партизан, уничтожили здесь все постройки, включая охотничий домик, построенный еще императором Александром III. Немцы спилили и вывезли в Германию дубовую корабельную рощу, насаженную в окрестностях монастыря еще адмиралом Ушаковым. Часовню над родником взрывали несколько раз, но, сделанная из очень крепкого камня — шунгита, она устояла.
Все имущество монастыря большевики передали сельскохозяйственной артели, в которую вошли монахини, а через год оно перешло к Крымскому природному заповеднику. Монахини отказывались уходить, их поддерживало местное население, в том числе и руководство заповедника. «В годы гражданской войны монастырь был прибежищем контрреволюции. После освобождения Крыма от врангелевцев и интервентов до 1923 года монастырь существовал под видом «монашеской трудовой артели» и имел тесную связь с татарскими контрреволюционными националистами. — напишут потом в советском путеводителе. Было очевидно, что проблему нужно было решать кардинально, причем не местным населением. Сюда пришел отряд латышских стрелков, которые расстреляли всех монахинь, имеющих непролетарское происхождение, а остальных разогнали. Погиб и вступившийся за убиваемых местный лесник, который похоронен здесь же. Поводом для убийства лесника стала фраза «что же вы делаете?»
Позже, в течение 20-х годов всех до единого крымских лесников, бывших свидетелями преступлений большевиков, сослали в Сибирь без права возвращения. К сожалению, далеко не все архивы доступны: основной массив документов находится в Санкт-Петербурге: кто-то когда-то позаботился, чтобы увезти документы подальше от монастыря. Поэтому многие трагические события тех вермен до сих пор скрыты от нас.
У Партенита, небольшого городка на берегу Черного моря, богатая история. К началу VIII в. Крым, бывший окраинной провинцией Византии, стал хорошим убежищем от преследований иконоборческого правительства Империи, и сюда ринулись византийские монахи и греки-иконопочитатели из Малой Азии. Поэтому в то время христианская жизнь здесь буквально кипела. В окрестностях Медведь-горы было более сорока храмов, причем только на самой горе, по разным источникам, их было от девяти до четырнадцати. А сам Партенит связан прежде всего с именем родившегося здесь епископа Иоанна Готского. Он участвовал в подготовке VII Никейского вселенского собора, восстановившего иконопочитание. При нем Партенит был большим богатым поселением со своим портом и судом, и к тому же центром Готской епархии. У подножия горы с ее восточной стороны был богатейший монастырь Петра и Павла: известно, что по количеству книг в окрестных землях ему не было равных. Сохранилось предание об огромном храме Двенадцати апостолов на Медведь-горе. Около него стоял крест из цельного камня высотой семь метров. Поэтому некоторые историки не без основания считают, что раньше Аю-Даг назывался Айя-Даг, Святая гора. Проходят эпохи, исчезают целые народы, рушатся империи. Но жажда человека к поиску Бога не иссякает. И после вековой тьмы неверия древняя крымская земля вновь обретает возможность молиться и петь хвалу Творцу Вселенной.