На Тайной Вечере Господь Иисус Христос впервые причастил учеников Своими Плотью и Кровью под видом хлеба и вина. Тем же вечером Спаситель в последний раз беседовал с апостолами. О чем Он говорил с ними в ту ночь перед Голгофой?
Эта прощальная беседа состоялась в так называемой Сионской горнице — на верхнем этаже дома близ Гефсиманского сада, что был разбит у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима, вблизи долины Иосафата, которую называют еще Кедронской долиной. Некоторые толкователи предполагали, что это мог быть дом матери апостола Иоанна, но достоверно это, конечно, неизвестно.
Итак, пасхальная трапеза окончена, апостолы причастились Тела и Крови Спасителя, Иуда Искариот уже идет звать стражу… В это время Христос и заводит беседу с оставшимися учениками. Ему необходимо сказать им наедине что-то очень важное.
Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь
Христос и прежде уже говорил ученикам, что Ему предстоит много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (см., напр.: Мф 16:21). Но ученики, судя по рассказам евангелистов, вряд ли до конца осознавали неизбежность такого хода событий, вряд ли отдавали себе отчет и в том, какие серьезные испытания ожидают их самих в дни страданий Учителя.. Но теперь нужно, чтобы они наконец уяснили ситуацию, и вот Спаситель говорит: Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь (Ин 13:33). А когда Петр, такой горячий и порывистый, пытается возражать: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя, — то слышит от Учителя слова, полные боли и скорби: Душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (Ин 13:37–38).
Отречется, впрочем, не один Петр. Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, — говорит Спаситель одиннадцати, — ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее (Мф 26:31–32). Именно так и случится. До самого конца, до Голгофы, за Господом последует только один из апостолов — Иоанн Богослов. Все прочие ученики после появления стражников, пришедших в Гефсиманский сад арестовывать Христа, оставят Его и бегут (ср.: Мф 26:56).
Но все это в будущем, а пока Спаситель старается укрепить и поддержать Петра, чье отречение станет почти случайным, но от этого особенно горьким. Симон! Симон! — обращается Он к Петру по его первому имени, — се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22:31–32). Будет отречение — но будет и покаяние. И, покаявшись, именно Петр вновь утвердит остальных учеников в вере.
А сейчас всем апостолам нужно готовиться к скорой разлуке с Учителем: Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин 14:30).
«Князь мира сего» — это диавол, объясняет Иоанн Златоуст. Ведь именно в этом мире диавол считает себя полноправным хозяином, и многие действительно подчиняют свою волю падшему духу.Призыв, проходящий смысловым стержнем через всю эту ночную беседу Спасителя с учениками, — «не бойтесь!».
Да не смущается сердце ваше
Унынию, естественному в скорбных обстоятельствах, Христос противопоставляет веру в Бога и в Сына Божия, посланного Отцом для спасения людей от зла: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин 14:1–3). Как перекликаются эти слова Господа Иисуса с другими, сказанными чуть раньше Иаиру, начальнику синагоги в одном из городов Галилеи: Не бойся, только веруй (Лк 8:50 и параллельные места у других евангелистов)!
Спаситель не скрывает: всех Его учеников ждут скорби — просто потому, что этот лежащий во зле мир (ср.: 1 Ин 5:19) ненавидит Его Самого. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел, — наставляет Он апостолов. — Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (Ин 15:18–21).
Не зная Бога и слепо полагаясь на свой разум и здравый смысл, мир дойдет до самых глубин зла и безумия, предупреждает Господь учеников. А религиозные люди, может быть, еще превзойдут в своем исступлении людей неверующих: Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин 16:2).
В этих обстоятельствах Господь не упрекает учеников ни за слезы, ни за скорбь — Он предвидит, что они будут скорбеть. Но Он сулит им в конце концов великую радость и именно поэтому призывает не страшиться предстоящих испытаний: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас… (Ин 16:20–22).
Как Иаиру предстояло убедиться, что его умершая дочь воскреснет, так и апостолам есть на что уповать — на предстоящую встречу с воскресшим Спасителем. Не оставлю вас сиротами; приду к вам, — обещает Он им. — Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. …Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. …В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин 14:18–19, 27; 16:33).
Уповать на встречу со Спасителем вправе и все христиане, ведь Евангелие открывает нам, что настанет день, когда Христос придет в мир во второй раз. Правда, это будет уже пришествие не в уничижении, а в славе: …как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк 17:24). … …Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:16–17).
За Вторым Пришествием Христа последуют гибель этого мира и Страшный суд, когда окончательно определится судьба каждого человека в вечности. И эта перспектива многих пугает. Но вот первые христиане ждали возвращения Спасителя, наоборот, с нетерпением и радостным замиранием сердца. Ведь Его Пришествие будет означать встречу, прекращение разлуки с Тем, кого христиане любят больше всего на свете! А значит, и со всем тем подлинным, добрым, глубоко трогавшим нас, чем мы дорожили в этом мире. Воссоединение со Христом будет также означать восстановление отношений — добрых, искренних, сердечных — со всеми людьми, которых мы любили и любим, и с живыми, и с давно умершими: ведь у Бога все живы (ср.: Лк 20:38).
И вот уже два тысячелетия все христиане живут в этом преддверии грядущей радостной встречи с Господом Иисусом Христом: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр 22:20).