Святой Никита Воин

В продолжение темы о житии святых в земле Крымской просиявших, рассказываем о ещё одном  угоднике Божием, родившемся и принявшем мученическую смерть  в пределах древней Таврии – святом воине Никите                                           

Избранный страстотерпче Христов и доблий воине Царя царей, Никито преславне, оружием Креста враги видимыя и невидимыя крепце победивый и во всесожжение тучное, яко жертву благоприятну, себе самаго Господеви принесый, в песнех с любовию восхваляем тя, святаго предстателя нашего, и радостно тебе вопием:

Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.

(Акафист св. великомуч. Никите, Кондак 1)

Святой воин Никита

         Воин Христов непобедимый

В русской православной Церкви почитание святых угодников Божиих основано на древних устоявшихся Христианских  традициях.  В отношении православного вероисповедания — эти славные традиции должно относить к   фундаментальным и догматическим.

Подобно основанию, состоящему из множества обособленных прежде камней,  а затем тщательно собранных воедино, по замыслу творца всего строения, история Христианства в целом основана на молитвенных и ратных подвигах верных её  сподвижников.  Именно они, отложив на время монашеское послушание или проповедание в миру, вооружившись мечом и молитвой восставали на защиту христианского вероисповедания и самой Церкви Христовой, следуя заповедям  Господа.

Одним из славных по твёрдости духа камней, в основании и упрочении Христианской Церкви, в первые века по Рождеству Христову,  стало имя святого великомученика Никиты. По рождению, святой воин Христов Никита был из страны Готов, расположенной в начале первого тысячелетия на берегах Дуная и Вислы, пределы которой  простирались вплоть до берегов Черноморского побережья. Именно здесь,  в пределах современного поселка Никита, родился святой воин, в честь которого позже  было названо это место.   Страну Готов населяли варварские племена, жизнь там была очень суровой.  Тем временем, в начале четвёртого века на её мрачном языческом небосклоне, взошла благословенная заря Христианства.  «Виной» тому, послужило принятие Христианства доселе языческой, могучей Римской империей. Влияние Рима распространялось в то время практически на весь Евроазиатский  континент. В эти светлые, полные надежд времена, в стране Готской появился на свет святой воин Никита.  По рождению Никита принадлежал к знатному роду, отцом Никиты был князь, снискавший уважение у соплеменников.     Там же, в стране Готской в пределах Крыма, в 372 году святой воин Никита принял мученическую смерть от своих соплеменников, готов-язычников.  Впрочем, рождение и смерть святого воина Никиты в пределах его родины, не говорит нам о том, что он  всю свою жизнь провёл в одной стране.

В первые века от Рождества Христова, мир сотрясали постоянные кровопролитные войны. Восходящая заря христианской веры, всё больше освящающая страны и континенты истинным своим светом, была воспринимаемая не всеми тогдашними вождями и правителями. Их больше устраивало языческое идолопоклонничество людей символам природы и им самим.  Так было значительно легче управлять народом, держа всех в страхе и повиновении. Но,  так было не везде.  В то благоприятное время, когда младенец Никита увидел свет, большей частью мира и страной Готской, безраздельно  владела великая Римская Империя. Правителем в ней, в те благословенные годы был император Константин, человек выдающегося ума и воли.  Хотя сам император, не был на тот момент крещён в вере христианской, умом и сердцем он понимал всё величие и значимость христианства, как основополагающей религии.

                                              Так, победишь!

При императоре Константине, правившем империей с 306-го по 337 год, Христианство приобрело статус государственной религии. Распространилась на римские владения и благодать Божия. Повсеместно возводились христианские храм ы и церкви, для строительства которых нередко использовались разобранные языческие капища. Однажды, при очередной междоусобной брани, воспользовавшись отсутствием императора Константина,  власть в Риме захватил некий правитель Максенция, ярый противник христианства. Истинный правитель и император Римский Константин немедля подступил с войском к стенам древнего города, вызвав коварного захватчика с войском на битву. Накануне решительного боя, императору во сне было явление Господа, повелевшего начертать на щитах воинов символы Христа «ХР» и предсказавшего победу Константину словами:  «Так, победишь…»

На следующий день, Константин увидел в небе знамение в виде креста несомого ангелами, это было ещё одно подтверждение доброй воли Божией предсказавшей викторию над врагом христианства. Это знамение видели  многие воины из войска императора,  а слух о победе Константина предварённой чудесным знамением, разнёсся по всей империи. Многие воины после этого события приняли святое крещение в Господе нашем Иисусе Христе. Сам император римский Константин, прожив жизнь в непрестанных сражениях и войнах, почитая Господа и всецело полагаясь на Его святую волю, принял крещение только в самом конце жизненного пути. Произошло это великое для императора событие 22 мая 337 года по Рождеству Христову. Пребывая на одре, и призвав священника, император принял крещение, и в тот же день отошёл ко Господу. Указуя тем самым, на то, что такова была святая Божья воля.

                                Крещение святого воина Никиты

Принял крещение и святой воин великомученик  Никита.  Уверовав, он с восторженной душою  принял крещение от Епископа Феофила Готского, принимавшего участие в первом Вселенском Соборе, состоявшемся в 325 году в Никеи, пригороде  Константинополя. Исповедавший догматы христианской веры и принявший определения первого собора Феофил  – просветил славного воина светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа, под именем Никита.  Так, доблестный воин Никита, доселе бесстрашно побеждавший врагов, из ратника земного, стал ратником небесным.  Это означало одно, воевать он теперь стал не в угоду своим языческим князьям, а за дело Христово.  До принятия крещения, святый воин носил имя Сикита. Так назвали его при рождении, добрые его родители. Сикитой в древние времена называли смоковницу, являвшейся  у многих народов  олицетворением доброты, (доброго плода) благородства, изобилия и сладости. Ещё одним веским  поводом принятия при крещении имени Никита, могло стать название предместья, где проходил Первый Вселенский Собор и само крещение святого воина —  городок Никея. Первые три буквы из названия города, возможно, стали производными в имени Никита. С той, благословенной поры, имя Никита стало широко распространятся, в христианском мире. Этим славным именем называли не только людей.  В честь святого воина Христова великомученика Никиты освящались большие храмы, и малые церкви, могучие горные хребты, улицы городов и целые поселения стали носить славное имя святого великомученика Никиты.

                                           Ревностный проповедник

По прошествии небольшого времени, после этих славных событий, в жизни Церкви, а так же воина Никиты, произошли значимые события. Бывшая доселе варварской,  Готская земля, омраченная язычеством, обратила свои взоры на истинную Христианскую веру.  И всё же, поверженный, как казалось,  диавол отступать  не хотел.  Злой дух богоборчества пришел  на землю готов, несмотря на всё большее  число новообращённых христиан,  которое увеличивалось с каждым годом.  Широкому распространению христианской веры, способствовало усердие святого воина Никиты, как проповедника.  Своим примером и вдохновенной проповедью он привел к вере множество своих  соплеменников.  Авторитет святого Никиты воина, был необычайно высок  в стране готской, а его веское слово о вере христианской, как Евангельское семя, попавшее на благоприятную почву, быстро прорастало истинной верой  в сердцах людей. Однако часть готов-язычников, противилась распространению христианского вероисповедания, в результате возникла междоусобная брань и вот тут, мужество и отвага святого Никиты, сослужила Церкви Христовой добрую службу.

Иконописный фрагмент битвы св. воина Никиты с язычниками

                                       Неравная битва

 Один из князей готских, именем Атанарих, ( в некоторых источниках Афанарих) собрав войско, принялся убивать христиан в земле готской с тем, что бы искоренить в сей земле даже упоминание о христианстве, и его учении. Некоторые дикие готские племена, жившие по варварским  законам, не спешили принимать Христианскую веру. Истинная вера, казалась им делом сложным. Тем более, что Христианство запрещало грабежи и убийства. Между тем, язычники готы считали делом обычным не пахать и сеять, а отбирать урожай в соседних землях, подвергая их опустошительным набегам.  Вот из этих племён и собрал безбожный князь своё войско. Новообращённые христиане готы восстали против жестокого мучителя верующих, собрав на первых порах немногочисленное войско, под предводительством одного из вождей готских племён, славного Фритигерна. Сойдясь в неравном бою с войском безбожника Атанариха, христиане не смогли своими силами одолеть  сопротивника, и были вынуждены отступить в Грецию, где  укрывались некоторое время. Выделявшийся своей храбростью святой воин Никита, также был вынужден временно отступить с остатком войска.  Греческий царь Валент, наместник римского императора соправителя,  Флавия Валентилиана, принявшего крещение, был благосклонен к готам христианам и к их предводителю Фритигерну, обратившемуся к нему за помощью. Валент отдал распоряжение части своих войск находившихся во Фракии, воссоединиться с готами и выступить против богоборца Атанариха. 

                          Славная победа готов над язычниками

 Переходя с объединённым войском реку Истру, ( современный Дунай), Фритегерн приказал развернуть  и нести перед войском римские лабарумы (прототип православной хоругви) с изображением Креста Господня. Эти лабарумы, стали обязательным атрибутом римской армии, по распоряжению благочестивого императора Константина.  Вскоре произошла страшная битва с войском Атанариха. Готы христиане, под предводительством Фритигерна наголову разбили язычников. Святой воин Никита, так смело сражался с язычниками, что слава о его ратных подвигах разошлась повсюду. Многие из проигравших пали в бою, многие были захвачены в плен, а ещё более многие,  увидевшие славную победу готов  и несокрушимую силу Креста Господня, обратились целыми племенами в христианство. Сам же язычник Атанарих сумел избежать пленения и заслуженной  смерти, скрывшись за пределами страны готской. Когда в стране Готской  наступило мирное время, святой воин стал неутомимым проповедником Христианства,  среди своих соплеменников. Победу над безбожными язычниками одержали не мы сами, так говорил святой Никита воин.  Сам  небесный Владыко Христос и несокрушимый Его Крест, даровали нам победу в сражении. По прошествии времени, в 341 году, отошел ко Господу крестивший святого Никиту епископ Феофил.  Его приемником стал мудрый и образованный Урфил,  ревностный поборник Христианства.  Ему удалось составить азбуку готской письменности и перевести на родной язык множество священных книг и исторически важных документов. По некоторым источникам, архиерейская кафедра Урфила могла находиться в Пантикапее, нынешней Керчи. Из этого следует, что готская епархия распространилась далеко на восток, благодаря быстрому распространению христианства в земле готской и за её пределами.  Согласно некоторым источникам, в пределах теперешней Крымской части Готской епархии, мог прибывать святой поборник Христианства воин Никита.  Он безустанно  продолжал нести слово Божие народу готскому,   проявляя в этом вдохновенном деле великое усердие.

                            Святая брань с двумя врагами

Не дремал тем временем и враг.  Избежавший смерти коварный и злобный Атанарих, сумел по сатанинскому наущению собрать многочисленное войско и с ним  возвратится для отмщения, в мирную землю готскую. Захватив её, Атанарих вернул себе прежнее могущество и власть.  Святой Никита оказался перед мучительным выбором: или покинуть на время пределы страны Готской, или же остаться.  Желая получить ответ на этот вопрос, святой воин стал усердно молиться, уповая на промысел Божий. И вот, ему явилась в дивном неземном сиянии пресвятая Богородица. Что именно сказала ему пресвятая Дева Мария, доподлинно неизвестно. Известно лишь только то, что святой воин остался в родных пределах.  Тем временем, охваченный мстительной злобой за поражение и унижение от христиан в ранее проигранной битве, Атанарих осуществил страшное гонение на готов христиан. Злобный тиран,   всячески подавлял волю принявших крещение готов, запрещая под страхом смерти исполнение христианских обрядов и богослужений. Открыто неповиноваться мучителю , осмеливались не многие. Самым главным среди готов противником захватчика и богоборца Атанариха, выступил святой великомученик Никита. Он, ни на один день не прекращал своей духовной брани с врагом христианства и службы Господу, приводя к истинной  вере всё большее число соплеменников.Таким образом, озаряемый ревностным служением  Господу, святой Никита вступил в борьбу сразу с двумя врагами. Один из них,  видимый враг Атанарих, другой несоизмеримо злейший первого, лукавый сатана. Первого он непрестанно и открыто обличал в безбожных злодеяниях против христиан, второго же попирал силою молитвы Господней и животворящего Его Креста.

                                   Силою духа поправший язычество

Атанарих, научаемый дьяволом и, не имея против святого воина Никиты никакого оружия кроме коварства и злобы, повелел схватить его, и, предав страшным истязательствам, хотел заставить публично отречься от Христианской веры. Этим он мнил показать людям, якобы «ничтожность»  Христианства в целом, на примере отречения от него, такого столпа непоколебимой веры, как святой великомученик Никита. Безбожный тиран жестоко просчитался.  Как ни старались истязатели, какие бы не применяли страшные пытки, желаемого результата это не принесло. Напротив, в этой борьбе победила святая Христианская вера, которую не смогли поколебать никакие злобные силы. Даже сам главный истязатель Атанарих прибывал в недоумении, как это он, всемогущий в своих бесчинствах, сумевший устрашить и поработить многие тысячи, не смог заставить отречься от Христа  одного, верного  слугу Господа Иисуса Христа! Но даже этот, наглядный пример верности в служении Богу, и явного промысла Всевышнего в происходящем, не заставил истязателя одуматься.

             Принятие Никитой венца святого великомученика

Нечестивый властитель повелел предать  огню несломленного духом, несмотря на изуверские пытки священномученика Никиту. Но, даже яростный огонь не смог принести вреда телу святого воина, дух которого уже покинул к тому моменту этот временный мир. Как не старались истязатели, огонь попалил только их дьявольскую злобу, а тело осталось нетленным даже в бушующем пламени.  Произведя это злодейство, Атанарих  сжег только собственную душу,  надежду на спасение, заживо предав себя адскому пламени. Святой воин, великомученик Никита вышел победителем из огня, и  невредимым для Вечности, показав  людям страны Готской пример истинного служения Христу! Нечестивый  вождь, видя своё очередное поражение и бессилие в борьбе против истинной веры, продолжил свои злодеяния. По его приказу, тело святого мученика было брошено с бесчестием, оставаясь непогребенным. Запрещено было не только  погребение, но даже приближения к телу святого, кого бы то ни было, под страхом смерти.

      Обретение тела святого великомученика воина Никиты

Несмотря на жесточайшие запреты даже приблизится к месту казни святого великомученика, нашелся для исполнения этого благого дела и воли Божией, один весьма благочестивый христианин по имени Мариан. Выходец из страны Киликийской (ныне там расположена Армения) прибыл в Готские пределы по каким-то своим делам и задержался там, на длительное время. Услышав проникновенные слова об истинности веры Христианской, он проникся  братской любовью к святому Никите, приобретя в нём друга и наставника. Со временем, Мариан ещё более проникся в своих чувствах к святому Никите, увидев, какой необычайной  верой ко Христу он обладает,  его готовностью принятия даже самой смерти, во имя Господне. Именно Мариану было попущено Богом обрести честные останки великомученика Никиты. Ночью, Мариан во время сильной грозы тайно проник к месту казни и вынес оттуда неповреждённое огнём тело святого Воина. Сначала нетленные останки св. Никиты почивали в доме Мариана, а затем были перезахоронены в одной из церквей. Несмотря на прошедшие почти два тысячелетия с тех пор, имя воина Христова Никиты почитаемо как в современном Крыму, так и в других странах мира. Пример тому — посёлок Никита под Ялтой, а также горная яйла названная в честь святого Никитской. У местных православных есть поверье, что святой Воин Никита и сегодня невидимо охраняет свои родные места от различных напастей. Святой отче Никито моли Бога о нас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *