св. Гурий Таврический

   По благословению игумена обители св. Космы и Дамиана архимандрита Илариона, силами Пресс- службы монастырского подворья  в Партените,  мы продолжаем серию публикаций рассказывающих о жизнедеятельности  святых угодников,  неустанно  полагавших свои праведные труды на благо Церкви в Крымской земле. Сегодня, наш рассказ о   Архиепископе Таврическом,   Преосвященном Гурии  (1814 – 1882)

Прижизненный портрет св. Гурия Таврического

Благословенная Крымская земля, несмотря на свои сравнительно небольшие территориальные размеры, весьма богата на значимые для Православия исторические события,  связанные с прославлением святых угодников Божьих,  в земле Таврической просиявших.   Отчёт благоугодных деяний Крымских святых отцев, принято соотносить с событиями апостольских времен, когда древнюю Тавриду своим мученическим подвигом прославили первые крымские святые Инна Пинна и Римма, о которых мы рассказывали в предыдущем материале.

В более поздние, но также давно минувшие времена земля Таврическая была прославлена  деяниями святого Иоана Готского. Ещё ранее, в первые века по РХ, в Крыму прославились святые целители бессребреники,  братья по плоти Косма и Дамиан, в честь которых в Крымских горах действует монастырь, ведущий свою летопись с позапрошлого века.   Всего известны имена более двадцати святых, большая часть которых причислена к лику святых относительно недавно, в конце прошлого века, как великомучеников.

 

Кафедральный собор св. Александра Невского в Симферополе

Один из них, святитель Гурий, архиепископ Таврический, был причислен к лику местночтимых святых Священным Синодом  Православной Церкви 18 апреля 2008 года.

Архиепископ Гурий – в миру Григорий Платонович Карпов – родился в 1814 году в Саратове в семье священника.

Окончив в 1837 году Саратовскую духовную семинарию, Григорий Карпов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.  Двенадцатого  июля 1838 года студент-академик был пострижен в монашество с наречением во  Гурия – в честь святителя Гурия Казанского, четвёртого  августа рукоположен в иеродиакона, а 20-го ноября 1839 года – во иеромонаха.

По окончании академии иеромонах Гурий был определен в Пекинскую духовную миссию. Десять лет, с 1840 по 1850 год, отец Гурий нес апостольские труды в далеком Китае. В 1851 году он был возвращен в Санкт-Петербург, где был возведен в сан архимандрита и определен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. За противосектантский труд «О богоучрежденности епископского сана» (1855) архимандрит Гурий получил степень магистра богословия.

В 1856 году архимандрит Гурий вновь отправляется в Китай. Проживший там, в течение 18-ти  лет сначала в качестве служащего, а потом предводителя миссии, он в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, что позволило ему перевести на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, ряд богослужебных книг. Его равноапостольные труды в Китае принесли Церкви богатые плоды: сотни китайцев приняли Православие. Позже, в 1900 году, во время так называемого «боксерского» восстания, в ночь с 23-го на 24-е июня (по григорианскому календарю) духовные дети отца Гурия – 222 человека во главе с священномучеником Митрофаном (священником-китайцем) – приняли мученическую смерть. По промыслу Божьему св. Гурий остался в живых и возвратился в пределы Российской Империи, где продолжил свое богоугодное делание уже в сане епископа.

Настенная фреска с изображением переноса мощей св. Гурия

 С 28-го ноября 1867 года он – епископ Таврический; Двенадцатого апреля 1881 года возведен в сан архиепископа.

Преосвященный Гурий много сделал для Таврической епархии: изыскал средства на строительство духовной семинарии, консистории, мужского духовного училища; ходатайствовал перед Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический архиерейский дом.

Владыка Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. Он вел большую миссионерскую деятельность и боролся с различными сектами. За свои труды был удостоен многих церковных и государственных наград. Как человеку ему присущи были такие качества, как незлобие, бескорыстие, доброе отношение к людям, любовь к правде. Он отличался особым нищелюбием, помогал им всемерно сам  и, поручал это  делать   священнослужителям. Поддерживал архипастырь и бедных клириков.

Блаженная кончина архиепископа Таврического Гурия последовала семнадцатого  марта 1882 года. За несколько дней до своего преставления владыка получил от Господа откровение, в котором был предуказан день его кончины. Его честное тело было погребено в склепе Александро-Невского собора в Симферополе.

Собор, где покоились останки владыки, не пережил катаклизмов  XX века. Перед самым  разрушением  здания собора в 1929 году,  останки архиепископа Гурия удалось перенести на городское кладбище, к церкви Всех святых. Очевидцы этого события свидетельствовали, что спустя 47 лет после погребения тело святителя оставалось нетленным, сохранилось даже облачение, а из случайно поврежденной при перенесении гроба руки владыки истекла кровь! Это стало явным чудом для сотен православных христиан присутствующих при обретении и переносе мощей св. Гурия Крымского.

Перезахоронение обретенных мощей св. Гурия таврического

Кроме многочисленных случаев прозорливости, которую обнаруживал владыка Гурий во время земной жизни, зафиксированы несколько случаев чудесного явления архипастыря разным лицам и исцелений, полученных после молитвенного обращения к нему.

Во времена хрущевских гонений на Церковь архиепископ Гурий явился духовнику святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – архимандриту Тихону (Богуславцу), о чем святитель Лука написал в письме Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I.

Как свидетельствуют старейшие клирики Крымской епархии, верующие часто обращались в кафедральный собор Симферополя с просьбой указать, где похоронен владыка, так как он им являлся во сне. После посещения могилы эти люди приходили опять, свидетельствуя о его благодатной и скорой помощи.

Восемнадцатого  апреля 2008 года Священный Синод  принял решение о причислении к лику местночтимых святых святителя Гурия Таврического. А в июле,  мощи святителя торжественно были перенесены с кладбища возле Всесвятской церкви в храм Трех святителей. 23-го августа 2008 года в Петропавловском кафедральном соборе Симферополя, где определено пребывание мощам святителя, состоялись торжества по поводу прославления в лике святых архиепископа Гурия, которое возглавил митрополит Владимир.

 О личности и святости владыки Гурия рассказывает протодиакон Василий Марущак, который многие годы исследует жизненный путь святителя.

Святость архиепископа Гурия не подлежит сомнению. Он прославился не только своими равноапостольными трудами, хотя и это немало.

Мы знаем о его личном благочестии, терпении, смирении, незлобии. До нас дошли его удивительные проповеди, которыми  мы восхищаемся  даже через сто сорок лет после кончины святого.  Восхищаемся его талантом – как ему только удавалось изложить очень сложные, даже догматические вопросы простым доступным языком, не теряя догматической глубины проблемы!

Святитель Гурий подвизался на нашей Крымской кафедре с 1867 года по 1882 год, за это время количество храмов в Тавриде удвоилось. Но всё же,  не столько внешнее строительство важно, как строительство спасаемых душ. А их было предостаточно – ведь у него был большой миссионерский опыт. Двадцать  лет он подвизался в Пекинской миссии в Китае в условиях тотального запрета христианской проповеди. Но владыка Гурий переводил Священное Писание, богослужебные книги на китайский язык. Причем, его перевод по сей день считается одним из лучших. Он старался отойти от формального перевода и в канонических рамках стремился передать сам дух Писаний.

Кроме этого святитель Гурий основал Казанское просветительное братство, вместе с выдающимся русским миссионером Николаем Ильминским.

Святитель Гурий был настоятелем посольской церкви в Риме, настоятелем Симонова монастыря в Москве, где погребены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя.

Здесь, на Таврической земле он тоже сделал многое как миссионер: например, однажды специально отправился в Мелитополь, чтобы встретиться с предводителем молокан Донского толка. После этой встречи владыка сделал подробный разбор вероучительных ошибок и заблуждений этого сектантского движения – документ очень важный тогда, и актуальный для нас сегодня, когда мы снова находимся в ситуации сектантской экспансии.

– ХIХ век по праву можно назвать веком русских миссионеров – десятки народов, сотни тысяч человек на огромных пространствах России были крещены или вернулись в родную Церковь из сектанства. С кем из выдающихся миссионеров, кроме уже упомянутого Николая Ильминского, был близок святитель Гурий?

– Еще в Саратовской семинарии его духовным наставником был владыка Иаков (Вечерков) – выдающийся миссионер, присоединивший к православию больше двадцати тысяч раскольников-старообрядцев, и крестивший несколько тысяч калмыков и иудеев. После того, как будущий святитель окончил семинарию, их общение не прервалось, они с владыкой Иаковом переписывались долгие годы. И одной из самых частых тем этих писем была как раз миссионерская – Гурий рассказывал о тех трудностях, что встретил в Китае, а владыка Иаков помогал ему советом и молитвой.

Епископ Симферопольский и Крымский преосвященнийший Лазарь у раки с мощами св. Гурия Таврического

– Последний период жизни владыка Гурий провел в Крыму, и лавное его свершение,  это строительство Таврической духовной семинарии. Когда он прибыл сюда на кафедру, то понял, что положение церковных дел таково, что необходимо большое количество образованных священнослужителей. Таврическая епархия тогда была совсем молодой – ее образовали в 1859 году, и тогда, ей даже десяти лет не было. Хотя история христианства в Крыму началась в первом веке, еще от апостола Андрея Первозванного и священномученика Климента папы Римского, но как мы знаем, Крым периодически подвергался то полному разорению, то нашествию иноверцев, то мусульманскому давлению. В Синодальный период епархия входила в состав Херсоно-Таврической, и только в 1859 году  стала самостоятельной. В те годы,  в состав Таврической епархии входил не только Крым, но Бердянск, Мелитополь, другие земли юга Украины.

Засилье ислама, распространение баптистов, штундистов, молокан, – все это требовало подготовленных священников, способных квалифицированно защитить своих прихожан от сектантской ереси. Необходимость семинарии в Крыму была очевидной.

Синод средств на постройку семинарии не выделил, и ее строили на деньги епархии, и в том числе на средства владыки Гурия. Позже, когда встал вопрос об усилении антисектантской работы, владыка на собственные деньги основал антисектантскую кафедру в семинарии, и оплачивал труд преподавателей и стипендии. Эта возможность у него была, поскольку владыка имел две пожизненные пенсии за труды на благо Церкви и Отечества, а это были существенные деньги. Более того, он поддерживал материально тех семинаристов, кто не мог позволить себе проживание и обучение.

Духовенство Крымской епархии во главе с епископом Симферопольским и Крымским Лазарем на церемонии переноса обретенных мощей св. Гурия Таврического

Святитель Лука (Воино-Ясенецкий) пишет в своих мемуарах, что владыка Гурий являлся в сонном видении его духовнику, архимандриту Тихону (Богославцу). Мы знаем о том, что во время Великой Отечественной войны святитель Гурий явился одной благочестивой монахине и сказал: «Симферополь – это мой епархиальный город, он будет сохранен от разрушения». Действительно, так и произошло – в отличие от других крымских городов, разрушенных войной, в нашем городе невредимо стоят дома и сто и двухсотлетней давности.

И конечно, ответом на наши молитвы, на наши обращения к святителю Гурию становится его любовь, его милость каждому, кто прибегает с молитвой и верой к его святой помощи. К пустому колодцу, говорит пословица, за водой не ходят. И то громадное число верующих, шедших с крестным ходом с его мощами в день прославления от места захоронения к храму, и те двенадцать архиереев во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, которые совместно отслужили Божественную литургию в этот день при большом стечении народа – все это говорит о том, как люди почитают и любят святителя Гурия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *