![](https://monastyr-kid.ru/wp-content/uploads/2023/04/mariya-egipetskaya3-620x310.jpg)
Второго апреля, в Неделю (воскресенье) пятой седмицы Великого поста 2023 года, Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской (+ 522 г.).
Мария Египетская – святая, которая родилась в середине V века в Египте. В двенадцать лет она покинула семью и ушла в Александрию, где стала блудницей. Но однажды она полностью изменила свою жизнь.
В праздник Воздвижения Креста Господня Мария прибилась к группе паломников, которые шли в Иерусалим. Там она попыталась войти в храм, но невидимая сила препятствовала ей.
Мария начала молиться перед иконой Божией Матери, находившейся в притворе храма. После молитвы она, наконец-то, смогла войти в храм и поклониться Кресту.
Когда Мария вышла из храма, ей был голос Богородицы: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». После этого Мария полностью изменила свою жизнь – в посте и молитве она провела 47 лет в пустыне и достигла святости.
Святая Мария Египетская является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника.
![](https://monastyr-kid.ru/wp-content/uploads/2023/04/s1200-1024x783.jpg)
Напомним, что в пятую седмицу Великого поста также совершается особая служба в память о подвиге преподобной Марии Египетской, получившая название «Мариино стояние
Блудный сын из евангельской притчи «пришел в себя», когда кормил свиней на чужбине. Голодный, одинокий, промотавший свое наследство, он завидовал свиньям, у которых была еда. Но что означает «пришел в себя»? Ведь это одна из самых важных историй о покаянии в Священном Писании и главная история о прощении и возвращении. И если блудный сын «пришел в себя» среди свиней, то «потерял» он себя, когда решил уйти из дома и жить в беспечном мотовстве.
Невозможно познать Бога, не познав себя. Но верно и другое: невозможно познать себя, не познав Бога. Святитель Григорий Нисский назвал душу «зеркалом». Конечно, этот образ можно истолковать превратно, но суть в том, что именно в своей душе мы встречаем Бога. А значит, поиск Бога и поиск себя нераздельны. И если эти искания искренни, они обычно идут одновременно.
Жития святых показывают нам пример более глубинного поиска. Полное удовольствий распутство, которому предавалась в молодости Мария Египетская, и ее безжалостно-откровенные признания в пристрастии к блудной жизни и винопитию, вошли в анналы человеческого греха всех времен и народов. Это рассказ о потерянной душе. История же ее спасения, которую Церковь каждый год вспоминает во время Великого поста, в чем-то главном схожа с притчей о блудном сыне.
![](https://monastyr-kid.ru/wp-content/uploads/2023/04/11179-757x1024.jpg)
Когда Марии чудесным образом был прегражден вход в Храм Гроба Господня, она, как и блудный сын, «пришла в себя» и увидела страшную правду о том, насколько она себя потеряла. Но в отличие от блудного сына, ее ждало не возвращение в радушный отчий дом, не откормленный телец, не перстень и не лучшие одежды. Вместо всего этого — три хлеба, купленные на три медные монеты, и скитания по пустыне длиною в жизнь. Именно там она получила и невидимые лучшие одежды, и даже венец. Вот как она описывает свои испытания:
«Семнадцать лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами… Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысел о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина». Мы можем лишь догадываться о свете, сиявшем ей отовсюду, и о «великой тишине», которая ее обступала. Они — часть опыта познания «истинного себя», обрести который можно только в соединении со Христом.
А обретя этот опыт, даже «бывшая блудница, подвизавшаяся в пустыне», может с любовью и благоговением обратиться к Царице Небесной — без страха и ненависти к себе, которые заставляют нас прятаться. Путь преподобной Марии труден. Но к чему она так стремилась? Что, по ее представлениям, ждало ее за тем порогом, который ей нельзя было преступить? Ведь не из эгоистического желания увидеть известную святыню — Истинный Крест — она так рвалась туда. Только знание, что она в нескольких шагах от сущей правды о собственной жизни, которая откроется в присутствии Божием, заставило ее не раздумывая дать обещание, которое и помогло ей войти в заветную дверь. «…Как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мира и тотчас уйду туда, куда Ты, как Поручительница, наставишь меня».
Но даже если бы ей не дано было войти, она всё равно увидела бы то, что ей нужно было увидеть.
![](https://monastyr-kid.ru/wp-content/uploads/2023/04/cerkov_prepodobnoy_marii_egipetskoy_5.jpg)
Для преподобной Марии это было желание увидеть Древо Креста. Она просила об этом именно так, как надо: все или ничего. Мы часто думаем, что хотим познать Бога, подразумевая под этим познание некой реальности, которую можно всесторонне рассматривать, исследовать, обсуждать и обдумывать. На деле вопрос в том, хотим ли мы познать Бога так, как познала Его Мария Египетская. Хотя уже в самом этом вопросе — полнота знания себя, от которого она когда-то отказывалась. И если эта пьяная александрийская блудница смогла найти Бога в своем сердце, найдем Его в сокровенных уголках своих сердец и мы.