Постимся постом приятным!

Настоятель монастыря св. Космы и Дамиана в Крыму
архимандрит Иларион
:

Дорогие во Христе братия и сестры, духовенство и монашество, послушники и паломники монастыря и подворья! Святая Православная Церковь начинает готовиться к одному из величайших праздников, Рождеству Господа нашего Иисуса Христа, предваряя это важнейшее событие в истории человечества сорокадневным Рождественским постом! Воистину, невозможно переоценить значение одного из Двунадесятых праздников торжественно отмечаемым Православной Церковью на протяжении более двух тысячелетий! Вот, что говорил о значении Рождества, наш современник, один из самых почитаемых старцев русской православной Церкви, архимандрит Иоанн (Крестьянкин): 

…Своей Человеческой святостью Христос оправдал всех: и тех, кто был Его плотью и кровью, и тех, кто родился от Него духом. И Ветхий Израиль, живший до Рождества Христова, и мы, Новый Израиль явившийся в мир вместе с Рождеством Христовым под сенью Божией благодати, объединяемся одними чувствованиями, яже во Христе Иисусе. И вера, надежда, любовь есть главные из них. Именно эти чувствования делают всех нас родными и близкими вопреки пространству и времени, разделяющим людей!

Дорогие братия и сестры, давайте же и мы, прочувствовав всю святость грядущего праздника Рождества Христова, проведём эти дни в посте приятном и посильном. Не огорчая близких, уделяя больше времени молитве и храму, покаянию и очищению!

  Ибо сказано самим Господом Иисусом Христом: Не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст… (Мф. 15:11)

 Давайте же, будем  милосердны в эти дни поста, проявим смирение и кротость, по отношению друг к другу, отвлечёмся от суетных  дел, которые могут показаться нам важными и значимыми. Так как не мирские заботы сближают нас с Господом, а соблюдение поста, усердие в молитве и осознание своей греховности.  И тогда, в День Рождества Христова мы будем вознаграждены особой благодатью и радостью от Господа, которая будет пребывать в наших сердцах весь предстоящий год!

                       Постимся постом приятным!

Начало зимнего  периода,  для православных христиан традиционно  связано со вступлением в сорокадневный Рождественский пост, который начинается двадцать восьмого ноября (15 ноября ст. ст.) и заканчивается в день великоторжественного праздника Рождества Христова шестого января. Этот пост установлен с тем, чтобы, очистившись покаянием, молитвой и постом и просветившись душой и сердцем, мы могли достойно приветствовать явившегося в мир Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес».

Из  истории Рождественского поста известно, что он установлен  во времена раннего христианства, и уже начиная с четвертого века, был принят к соблюдению. Однако окончательный устав о продолжительности поста был сформирован только в середине ХII века, в 1166 году, когда по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, при императоре Мануиле, он повсеместно стал сорокадневным. По словам преподобного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

По имени святого апостола Филиппа, на день памяти которого часто выпадает заговенье, Рождественский пост именуют также «Филипповым».  Выдержки из  жития святого апостола, повествуют следующее:

Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды Галилейской, был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии:  Филипп привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); а также привел  ко Господу  эллинов, пожелавших узреть  Христа (Ин. 12, 21 — 22);   во время Тайной Вечери именно Филипп спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8). После Пятидесятницы апостол проповедовал Евангелие в Галилее, сопровождая проповедь дивными чудесами. Затем он просвещал иудеев в Греции и многих обратил ко Христу. Из Эллады св. апостол отправился в Сирию, Лидию, Мисию, Фригию, всюду проповедуя Евангелия и терпя всевозможные скорби и лишения от своих гонителей. Ему сопутствовали сестра его Мариамия и св. ап. Варфоломей. Во Фригийском  Иераполе было много языческих храмов, в том числе храм, поклонения ядовитым гадам —  змеям, в котором  обитала огромная ехидна. Св. Филипп силой молитвы умертвил ехидну, а так же исцелил пострадавших от укусов змей. В числе исцеленных была жена правителя города, испытавшая на себе благость  деяний св. Филиппа. Уверовав, она приняла христианство, как истинную веру. Узнав об этом, правитель приказал схватить апостолов и распять их. Господь решил предупредить злодейства правителя язычника.  В городе началось землетрясение и многие идолопоклонники были погребены под градом камней.   Сам же св. Филипп,  в это время молился о спасении мучителей. Оставшиеся в живых  жители города, искренне покаялись и уверовали во Христа  требуя прекращения казней. Апостола Варфоломея народ успел  снять с креста,  в последствии он крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Святого же апостола Филиппа, снять не успели, и он предал дух свой, скончавшись на кресте.

 Сам Рождественский пост разделяется на три основных периода. Первые три недели, до 19 декабря — памяти свт. Николы, архиепископа Мир — Ликийских чудотворца, устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам можно вкушать на рыбу. Понедельник, вторник, среда — пища без масла (или с растительным маслом, в зависимости от дня памяти святого). Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям, а последние 5 дней, в Предпраздненство Рождества Христова, устав по своей строгости совпадает с Великим постом. Подробные указания о пище на каждый день следует смотреть в церковном календаре, так как в дни памяти святых угодников, могут встречаться некоторые послабления.

Накануне великого праздника Рождества Христова мы с благоговением вспоминаем явление чудесной Вифлеемской Звезды, проводившей восточных волхвов к яслям рожденного Богомладенца и вкушаем сочиво.  Сочиво — это постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня — сочельник. «Сочивом» называли раньше не только кашу и всякую постную пищу, но еще и сок; или, как говорили, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и  масла других культур. Большинство из постных блюд Филиппова поста вполне подходят и для среды и пятка, когда поста нет.

Постимся Постом приятным!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *