Над истиной время не властно
Паломнические традиции отечественного православия имеют глубокие исторические корни. Множественные предания о древних храмах и монастырях, затворнических скитах и киновиях, сказания о великих старцах и их богомудрых деяниях, а также великое желание верующего почувствовать дух той эпохи, той непоколебимой веры, которая веками питала ревность к паломничеству, призывают и нынешние поколения посвятить часть своей жизни этому душеполезному подвижничеству.
История русского православного паломничества знает немало удивительных примеров. Великое множество простых, неграмотных людей из крестьян дореволюционной России, не имея понятия о том, где находится Иерусалим, не имея за душой ни копейки, но, имея великую веру, достигали Земли Обетованной с тем, чтобы поклониться гробу Господню! Подобные примеры истинного паломничества воодушевляли верующих, заставляли задуматься равнодушных. Однако же, большая часть паломнических стремлений происходила в пределах великой России. В отечественной православной истории, достойное место занимают события августа 1903-го года, когда за несколько дней более трёхсот тысяч паломников посетили храмы Дивеевского монастыря, в дни причисления к лику святых Серафима Саровского. Посещал в те дни Дивеево государь Император Николай II с семьёй. Таким образом, выражение: «В те дни, там побывала вся православная Русь», имеет здесь своё определённое значение. Сегодня, когда богоборчество ушло в прошлое вместе с нечестивой властью, православное паломничество возрождается, воскресают из небытия древние святыни России, её монастыри и вековые храмы. Православные верующие из любой точки России, могут выбирать наиболее интересующий их маршрут для паломнической поездки, и об одном из таких замечательных мест будет следующее повествование.
Монастырское подворье в Партените
Если душа монастыря находится в лесистых урочищах крымских гор, то сердце обители, её пульс, это, несомненно, подворье святых целителей Космы и Дамиана. История подворья весьма краткая и рассматривать её, по отношению к монастырю, можно только как современную, в отличие от самого поселения Партенит, исторические корни которого уходят в седую древность веков. Достаточно сказать, что первые упоминания о Партените относятся к событиям Каменного века! Подтверждением того, стали археологические находки, сделанные в 1965 году при раскопках на территории Партенита. Кроме того, на одной из главных природных достопримечательностей Крыма, живописной горе Аю–Даг или Медведь-горе, вдоль подножия которого расположен Партенит, археологами были обнаружены останки древних поселений Тавров, коренных обитателей древней Таврии. В более поздние времена, в VIII веке Партенит был увенчан лаврами центра Готской епархии, которую возглавлял святой Иоанн Готский (память 1-го июня и 9-го июля), родиной которого также является Партенит. Именно св. Иоанн Готский основал первую христианскую обитель в Партените, останки которой были обнаружены во время современных раскопок на территории военного санатория «Крым». Память о св. Иоанне Готском запечатлена в виде замечательной церкви на монастырском подворье св. чудотворцев целителей Космы и Дамиана. Церковь является нижней частью храмового комплекса, состоящего из нескольких замечательных строений, выполненных в византийском стиле, с элементами старорусской церковной архитектуры. Благодаря богатой истории монастыря и уникальному месторасположению самого подворья, Партенит постепенно становится всё более привлекательным паломническим маршрутом.
Духовная связь веков
Возможно не все, даже коренные жители Партенита знают, что именно это поселение было настоящим духовным центром христианства в древней Таврии, или сегодняшнем Крыму. Кроме упоминаний относящихся к временам жития св. Иоанна Готского, историки и археологи утверждают о четырнадцати и даже восемнадцати христианских храмах, и четырёх монастырях на горе Аю – Даг. Подобного количества храмов и монастырей в одном, сравнительно небольшом пространстве не было нигде на полуострове, за все времена. В этом смысле, гору Аю – Даг можно было сравнивать только со святой горой Афон. Исходя из этих данных, значение и возрождение Партенита, как древнего христианского центра Тавриды многократно возрастает. Именно здесь должно забиться православное сердце современного Крыма, и завершение строительства грандиозного храмового комплекса, должно послужить конкретным к тому шагом. Вместе с тем, подворье не единственное место в Партените, где горят огоньки лампадок перед православными иконами. Кроме храмового комплекса, в Партените находится небольшая церковь, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (празднование 7-го апреля). Благовещенская церковь расположена у самого моря, в центральной части Партенита и также имеет любопытное историческое сооружение у своих стен. В этой связи можно смело утверждать, что подобным «соседством» не располагает ни одна православная обитель в Крыму, а возможно и по всей России. Дело в том, что на территории церкви сохранился древний архитектурный артефакт – мусульманский минарет! Сей удивительный факт объясняется очень просто. Когда-то, на этом месте была мусульманская мечеть, следов от которой давно нет и в помине, а вот каменный невысокий минарет уцелел, став со временем подобием архитектурного памятника давно минувших дней! Справедливости ради стоит отметить, что сооружение больше напоминает христианскую колокольню в миниатюре, но, исторические факты говорят о том, что это минарет.
Есть в Партените артефакты, несравнимо более древние и неоспоримо относящиеся уже к древнему христианскому наследию. Это удивительное по своей исторической значимости место у подножия Аю – Даг, где расположена небольшая деревянная церковь святых Петра и Павла (память 23 сентября), возведённая на территории санатория «Крым». Церковь действует с 2015-го года и окормляется вышеуказанным Благовещенским приходом. Место, где расположена церковь воистину уникальное: именно там, обнаружены останки строений древнего храма, возведённого ещё во времена св. Иоанна Готского в VIII веке. Достоверность сего, подтверждена археологической находкой. В 1869 году на этом месте была обнаружена мраморная резная капитель и могильная плита, принадлежащая с большой долей вероятности захоронению св. Иоанна Готского. Самого тела святого, в склепе не оказалось. Скорее всего, оно было перезахоронено во избежание разграбления и осквернения захоронения. Вскоре, там же, была обнаружена выбитая на камне надпись, датируемая 1427 годом, из которой следует, что эти древние руины, не что иное, как остатки строений храма св. Петра и Павла, основанного самим Иоанном Готским. В наши дни, в этой небольшой церкви у остатков основания древнего храма, раз в неделю, служатся молебны, и все желающие могут посетить базилику св. апостолов Петра и Павла.
Торжественный звон колоколов над Партенитом
История монастырского подворья в Партените, началась в середине девяностых годов прошлого столетия. Отчёт следует вести с назначения архимандрита Маркела наместником обители св. целителей Космы и Дамиана. Сколько было положено трудов о. Маркелом с немногочисленной братией монастыря для строительства подворья, в двух словах рассказать невозможно. Но, факт остаётся фактом: на территории упразднённой воинской части из руин битого камня и гор строительных отходов, в течение полутора десятков лет, было создано замечательное подворье, или его большая часть от генерального плана, так как, строительство главного храма, дело будущего. В честь знаменательно события начала работ, по созданию монастырского подворья, справа от входа в землю была зарыта капсула с благословением архиепископа Крымского Лазаря, на благое дело возведения подворья, а над капсулой воздвигнут памятный крест. Наряду с великими трудами монахов и настоятеля, воистину неоценим труд православной общины Партенита, на благо строительства подворья! Люди в большинстве пожилые, в первую очередь женщины, руками творили буквально чудеса, освобождая будущую территорию подворья от завалов камней, битого бетона и мусора. Еду готовили на месте, ели все из одного котла, начиная от игумена о. Маркела, до последнего послушника. Деньги на строительство собирали «всем миром». Глава поселения Николай Конев, в 2008-м году, в самый ответственный и трудный момент, когда строительство находилось на грани срыва, привлёк инвесторов, спасших в прямом смысле будущее подворье. Известны случаи, когда пожилые люди приносили свои пенсии, отдавали за неимением денег свои золотые украшения, то есть отдавали всё самое ценное что имели, на благо возведения подворья. Желание иметь в поселении православную обитель было у людей огромным! Даже те из поселян, которые никогда не переступали порог храма Божьего, вносили средства на строительство. Жители Партенита были объединены единым порывом, единой верой, и иначе, чем священным подвигом монашеской братии и прихожан, то, что создали люди на руинах, не назовёшь. Господь не оставил без внимания благое дело своей паствы. Под сводами двух новых храмов подворья зазвучали священные слова Божественной Литургии, а над Партенитом, раздался торжественный звон колоколов Благовещенской звонницы.
Первый наставник монастыря, архимандрит Маркел предавал огромное значение строительству монастырского подворья в Партените, считая это делом огромной духовной важности для поселения с такими глубокими историческими корнями, и всего Крыма в целом. Вот, что говорил архимандрит Маркел по этому поводу:
«…Строительство храмового комплекса символизирует возрождение Партенита. Когда возвысится крест над Партенитом, когда храм будет освящён, здесь предстанет Ангел Господень, который будет находиться в поселении до скончания века, охраняя живущих в нём людей. Я уверен, духовная составляющая Партенита с возведением храмового комплекса, будет несравнимо выше. Дух православия будет торжествовать во всём Крыму, а не только у нас, в Партените!»
Святой Крест над Партенитом
Аллегория в словах о. Маркела о возвышении креста над Партенитом, скорее всего, имела историческую подоплеку, и настоятель знал, о чём говорил. Вот, о чём гласит ещё один исторический документ, который был приведён в православном издании «Фома»: У подножия горы Аю – Даг, с ее восточной стороны, в VIII веке был богатейший монастырь Петра и Павла: известно, что по количеству книг в окрестных землях ему не было равных. Сохранилось предание об огромном храме Двенадцати апостолов на Медведь-горе. Около него стоял крест из цельного камня высотой семь метров. Поэтому некоторые историки не без основания считают, что раньше Аю-Даг назывался Айя-Даг — святая гора.
Так, по крупицам, в первое десятилетие нового века, настоятель, монахи и послушники из прихожан, восстанавливали историческую правду. Господь внял трудам и молитвам первого настоятеля с братией, и сегодня трудно даже представить, из какой захламлённой пустоши вырос великолепный храмовый ансамбль с двумя на сегодняшний день храмами, колокольни с часовней внутри, с гостиничным комплексом, трапезной и церковными лавками. В последнее время, территория подворья заметно облагорожена, разбиты клумбы и цветники, проведен ремонт и отделка внутренних помещений храмового комплекса. Глядя на сказочные виды, открывающиеся на горы и море, кажется, что сама природа подарила эту нерукотворную красоту монастырскому подворью в Партените! В настоящее время, в двух храмах подворья, в честь иконы Богородицы «Всецарица» (празднуется 31 августа) и нижнего храма в честь св. Иоанна Готского проводятся регулярные богослужения, исполняются требы. Кроме того, в храмах подворья можно заказать долгосрочные поминальные и другие молебны, которые будут читаться в самом монастыре св. чудотворцев целителей Космы и Дамиана (память 14 июля). Для паломников на территории подворья располагается уютная гостиница на 50 постояльцев, с номерами на двух, трёх или четырёх человек. Также имеется трапезная с большим выбором блюд. С подворья можно совершить поездку в горы, в сам монастырь святых Космы и Дамиана, а также совершить паломническую поездку по многочисленным храмам и монастырям Крыма. Всю работу по организации поездки в монастырь осуществляет паломнический центр, расположенный на подворье в Партените
Христианские сказания древней Тавриды
Как уже было сказано, прекрасное подворье в Партените, это сердце монастыря св. чудотворцев Космы и Дамиана. Душа же обители, находится высоко в горах, в ущелье между отрогами Бабугана, гор Чёрная и Чучель. Рассказывая о подворье, невозможно обойти вниманием и сам монастырь, как невозможно представить состоявшейся паломническую поездку в Крым, без посещения сего благодатного места, которым, несомненно, является обитель в честь святых братьев.
В укромном ущелье живописных крымских гор, с незапамятных времён проистекает живоносный источник. По древнему, как мир преданию, забил чудодейственный ручей в том месте, где подвизались во славу Божию чудотворные целители, святые братья Косма и Дамиан.
Братья по плоти Косма и Дамиан, родились в одном из предместий Рима. Годы их богоугодной, праведной жизни пришлись на III век по Рождеству Христову. Закончив врачебное образование, благочестивые братья получили от Господа святое благословение и назидание: не брать с людей никакой мзды за исцеления. Рассуждали врачеватели так: дал нам Господь дар врачевания безвозмездно, даём и мы людям просимое, без всякой оплаты. Этот непреложный закон не был ими нарушен, за что они были прозваны в народе Бессребрениками.
Жизнеописание святых Космы и Дамиана имеет несколько версий. В некоторых из них, события жизненного пути чудотворных целителей пересекаются, в других же, разнятся. Так, например, есть описания жития святых братьев, западного толка, в которых нет упоминания об их пребывании в древней земле Таврической, сегодняшнем Крыму. Однако легенды и древние сказания, передаваемые из поколения в поколение жителями Тавриды, свидетельствуют иначе. Имели место быть и вполне официальные сведения. Так, в 1861-м году, в распоряжении попечительского совета по возведению храма в честь св. Владимира в Херсонесе, оказался документ, свидетельствующий о пребывании святых целителей Космы и Дамиана в древней Тавриде. По этому поводу было оглашено специальное воззвание, гласившее буквально следующее:
«Сюда (то есть Херсонес, близ Севастополя) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской».
Вряд ли, высокосановные и образованные мужи, входящие в состав комитета, могли сделать голословное заявление. Вероятно, в их распоряжении был подтверждающий документ о пребывании святых чудотворцев Космы и Дамиана в Тавриде, во второй половине III века.
Ещё более авторитетные доказательства следуют из проповеди архиепископа Херсоно-Таврического Иннокентия, возглавившего епархию в 1848 году. 30-го июня 1855 года, владыка побывал у святого источника святых братьев-целителей. На следующий день, 1-го июля (по старому стилю), в День памяти святых Космы и Дамиана, владыка Иннокентий служил Божественную литургию в кафедральном соборе Александра Невского в Симферополе, и на проповеди произнёс следующее:
«Ныне, день святых бессребреников Космы и Дамиана, издревле почитаемый от всея Церкви Православной, но тем паче имеющий право на особенное уважение в стране Таврической. Ибо древнее предание сказует, что сии врачи-чудотворцы посетили некогда и озарили чудесами своими и здешний полуостров, будучи сосланы сюда на заточение от кесаря римского. Среди гор Таврических есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли, по свидетельству того же предания, их молитвами. Памятуя сие, мы, несмотря на трудность нынешних обстоятельств (разгар Крымской войны 1853-1856 гг.) и неудобства пути, посетили это священное место и снова воздали там хвалу Тому, Чья всемогущая десница преукрасила его так дивно. Ибо это одно из самых пустынных и величественных мест между горами Таврическими, кои столь богаты живописными местоположениями. Вообразите сошедшимися три из самых высоких гор и образовавшими среди себя грозное ущелье; вообразите их покрытыми от подошвы до вершины разными древами и зеленью; вообразите, что из главного между сими горами ущелья, также покрытого лесом, стремится с ревом поток Альмы, а за малым утесом из бока горы бьет огромный ключ и вскоре соединяется с сим потоком: этот ключ — источник святых Космы и Дамиана. Место это освящено пребыванием столь великих угодников Христовых, каковые были святые Косма и Дамиан, и не только освящено, но представлено благодарственному вниманию всех родов грядущих, через изведение на нем целебного источника».
Нет сомнений, что академик Императорской Академии наук, доктор богословия и историк, архиепископ Иннокентий знал, о чём говорил на проповеди. К сожалению, в годы лихолетья и засилья богоборческой власти, бесчисленное множество важнейших документов и артефактов, относящихся к пребыванию святых целителей в Тавриде, были утрачены. Живы только неистребимые «документы» в виде легенд и сказаний, сохранившиеся в благодарной памяти многих поколений, из которых следует, что люди получали исцеления от самых тяжких недугов и смертельных болезней по молитвам святых братьев. Получая исцеления и приобщаясь к божественным чудотворениям, люди осознанно принимали христианскую веру, внимая проповедям святых целителей и чудотворцев Космы и Дамиана. Миссионерские деяния святых братьев, наряду с целительством составляли одну из важнейших задач — обращения местного населения в христианство. Сколько времени провели целители и чудотворцы в древней Тавриде доподлинно не известно, однако сделать им удалось столько, что рассказы и легенды о чудесных исцелениях людей и даже животных, предаваемые из поколения в поколение, дошли до наших дней и о них можно прочитать во множестве различных изданий. Кратко коснёмся этой темы и мы.
Чудесные исцеления от святых чудотворцев Космы и Дамиана
Главной особенностью чудес, которые происходили у источника, было то, что во многих подобных случаях люди видели в тонких снах явление самих святых врачевателей. Так, описывается случай чудесного, по-другому не сказать, обретения иконы с ликами целителей бессребреников святых Космы и Дамиана. Некий пожилой грек, видимо проживший благочестивую жизнь, ( по одной из версий живший там же, в урочище, при древней часовне) как-то остановился отдохнуть возле живоносного источника, куда вероятно приходил много раз. В легком сновидении ему явились два странника. Они приложились к источнику и напились воды, после чего прошли к стволу поваленного дерева и скрылись за ним. Старец тут же очнулся от сна, последовав к лежащему неподалёку дереву, за которым, как ему привиделось, скрылись оба странника. За стволом поваленного дерева он увидел лежащую на траве икону с ликами двух мужей и надписью: «Косма и Дамиан». Внимательно рассмотрев лики, он понял, что именно их он видел в своём сне. Ещё дна версия данного события говорит о том, что старый грек обнаружил мраморную плиту с выбитыми на ней ликами святых братьев. В настоящее время, в монастыре почитается икона святых чудотворцев целителей Космы и Дамиана, написанная в одном их Афонских монастырей и привезённая в Крым ещё в позапрошлом веке. Эта реликвия, бережно хранящаяся в церкви при монастыре Космы и Дамиана, также имеет непростую судьбу. В двадцатые годы прошлого столетия во времена захвата власти большевиками, когда монастырю грозило разрушение и разграбление святынь, икона по промыслу Божьему и стараниями людей была вывезена из монастыря и надёжно укрыта. В период восстановления монастыря, 14-го июня 1996 года, в День празднования памяти святых братьев, по Божиему промыслу икона была возвращена в монастырь.
Хорошо известен случай с больным проказой пастухом, пришедшим издалека к святому источнику с мольбой и надеждой на исцеление. Изнурённый долгой дорогой и тяжёлым недугом пастух, добравшись до источника, без сил опустился на землю и уснул. Во время тонкого сна ему было явление святых целителей Космы и Дамиана. Врачеватели сказали пастуху: «Погрузи тело в воды источника и получишь желаемое исцеление». Восставший от сна пастух с точностью выполнил сказанное ему святыми братьями, и, почувствовав большое облегчение, снова погрузился в вещий сон. Чудотворцы врачеватели вновь явились пастуху в сновидении, со словами: «Отныне ты здоров, но помни, ежегодно первого июля ( 14-го новому стилю) ты должен погружаться в воды источника для омовения. Расскажи и другим страждущим, с тем, что бы исполняли то же самое». Получивший полное выздоровление от страшной болезни, пастух до последних дней своей жизни выполнял завещанное ему святыми врачевателями Космой и Дамианом.
Миновали века, но целебные свойства святого источника обители, не утратили свою чудодейственную силу, по сей день. Всё, что говорили про воды источника святых Космы и Дамиана наши великие предшественники, актуально и сегодня.
В наше время глобальной урбанизации, паломничество к источнику обретает дополнительные эмоции. Волнительные чувства от ожидания встречи с легендарной обителью, щедро дополняются романтическими картинками путешествия, от монастырского подворья до самой обители. Путь в урочище трёх гор, большею частью проходит по знаменитой Романовской дороге, которая была проложена по крутым склонам гор от Алушты до обители, на средства Царской Семьи императора Николая II, даря паломникам незабываемые ощущения от слияния человека с первозданной красотой крымских гор. Побывавшие в монастыре святых целителей Космы и Дамиана говорят о необычайном энергетическом и эмоциональном заряде, а несравнимое чувство уникальности произошедшего, ещё долго пребывает в каждом, кто посетил эти летописные места.
\