Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, православная церковь отмечает десятого сентября. По старому стилю эта дата приходится на 28-е августа. Колыбель русской иноческой жизни, Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051-м году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды.
Эта обитель, по словам Киево-Печерского патерика, была поставлена «слезами, пощением, молитвою, бдением». Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни серебра, да приобрел все слезами и постом». В бытность преподобного Феодосия игуменом Лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской общины.
Приняв монастырь на свое попечение по благословению преподобного Антония преподобный Феодосии усугубил в нем воздержание, «великое пощение и молитвы со слезами»; когда же число братии превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосии избрал Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской Лавры другими русскими монастырями.
В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень, или одну сырую», — свидетельствует Киево-Печерский патерик. Большое внимание уделялось в обители послушанию: «Меньшие покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все делали с покорностью и с великим послушанием».
В обители царила истинно христианская любовь в отношениях между братией. В Патерике особо отмечается взаимная забота иноков друг о друге, попечение о младших со стороны старших насельников, которые «научали меньших и утешали, как детей возлюбленных.
Если брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его и по великой любви своей епитимию разделяли трое или четверо. Если который-нибудь брат уходил из монастыря, вся братия сильно печалилась о том, посылали за ушедшим и, призвав его в монастырь, шли к игумену, кланялись, просили за него и принимали в монастырь с радостью. Такие-то были любящие, воздержные постники!» — восклицает инок Киево-Печерской обители преподобный Нестор Летописец.
Живя милостыней мира, монастырь и сам стремился помогать от своих избытков сирым, голодным и неимущим людям. Неподалеку от Киево-Печерской Лавры преподобным Феодосием был построен странноприимный дом для нищих и больных, которым оказывалась помощь.
Каждую субботу монастырь отправлял в город воз хлеба, предназначенного для заключенных в тюрьмах. Бывали случаи, когда милостыня оказывалась даже пойманным на попытке ограбления монастыря разбойникам, против которых в духе великой христианской любви не возбуждалось никакого преследования.
Из всех аскетических подвигов особое распространение среди иноков Киево-Печерской Лавры получило затворничество. Претерпевая великие искушения, подвижники выходили из них победителями благодаря глубочайшей вере, многотерпению, беспредельной верности Богу, усердной непрестанной молитве и суровому посту. Среди преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, память которых Церковь празднует 28 августа, более половины прославились затворничеством и великим постничеством.
В число этих преподобных отцов входят иноки, совершавшие свой духовный подвиг в разные периоды времени — с XI по XV век. О каждом из них не сохранилось подробных житийных сведений, за исключением имени, времени несения подвига и указания о том, на какой стезе тот или иной инок нес духовные труды и подвиги.
Список почитаемых Преподобных отцов Киево-Печерских 10 сентября:
Преподобный Феодосий Великоименитый (1074; память 3 мая, 14 августа и 2 сентября);
Моисей чудотворец (XIII–XIV; память 28 июля);
Лаврентий Затворник (XIII–XIV; память 20 января);
Иларион Схимник (1066; память 21 октября);
Пафнутий Затворник (XIII; память 15 февраля);
Мартирий диакон (XIV; память 25 октября);
Феодор, князь Острожский (ок. 1483; память 11 августа);
Афанасий Затворник (XIII; память 2 декабря);
Дионисий иеромонах, Затворник (XV, память 3 октября);
Феофил, епископ Новгородский (ок. 1482; память 26 октября);
Зинон Постник (XIV; память 30 января);
Григорий чудотворец (XIV; память 8 января);
Ипатий Целебник (XIV; память 31 марта);
священномученик Лукиан (1243; память 15 октября);
Иосиф Многоболезненный (XIV; память 14 апреля);
Павел Послушливый (XIII; память 10 сентября);
Сисой Схимник (XIII; память 6 июля);
Нестор Некнижный (XIV; память 27 октября);
Памва Затворник (1241; память 18 июля);
Феодор Молчальник (XIII; память 17 февраля);
Софроний Затворник (ХШ; память 11 марта);
Панкратий иеромонах, Затворник (ХШ; память 9 февраля);
Анатолий Затворник (ХШ; память 3 июля);
Аммон Затворник (XIII; память 4 октября);
Мардарий Затворник (XIII; память 13 декабря);
Пиор Затворник (ХШ; память 4 октября);
Мартирий Затворник (XIII–XIV; память 25 октября);
Руф Затворник (XIV; память 8 апреля);
Вениамин Затворник (XIV; память 13 октября);
Кассиан Затворник (XIII–XIV; память 8 мая);
Арсений Трудолюбивый (XIV; память 8 мая);
Евфимий Схимник (XIV; память 20 января);
Тит Воин (XIV; память 27 февраля);
Ахила диакон (XIV; память 4 января);
Паисий (XIV; память 19 июля);
Меркурий Постник (XIV; память 24 ноября);
Макарий диакон (XIII–XIV; память 19 января);
Пимен Постник (XII; память 8 мая);
Леонтий (память 18 июня) и Геронтий Канонархи (XIV; память 1 апреля);
Захария Постник (XIII–XIV; память 24 марта);
Силуан Схимник (XIII–XIV; память 10 июня);
Агафон чудотворец (XIII–XIV; память 20 февраля);
Игнатий архимандрит (11435; память 20 декабря);
Лонгин Вратарь (XIII–XIV; память 16 октября).
Именины:
Сергей, Павел, Иван, Александр, Игнатий, Степан, Георгий, Анна, Сусанна, Леонтий.