В неделю подготовки к Великому посту всем нам будет душеполезно поразмышлять о Церкви, о том, какое место она занимает в нашей скоротечной жизни, все ли мы полагаем на ее лоно в молитве и покаянии. В одной из недавних проповедей игумен монастыря св. Космы и Дамиана архимандрит Иларион в обращении к своей пастве призвал провести пост, прежде всего в душевном покаянии, смирении и терпении по отношению к близким.
Казалось бы, эти слова непреложная истина, однако соблюсти предписанное оказывается не всегда так просто. Из этого следует, что пост это не назначенная ради оздоровления диета, а прежде всего осознанное очищение сознания и души от накопившихся за год негатива или, проще говоря, всевозможных прегрешений. Давайте перед началом испытания Великим постом поговорим о Церкви, о том, что говорили на данную тему святые её отцы и что Церковь значит для всех нас в этой грешной жизни.
Один человек с горечью говорил о крестнике: тот перестал ходить в храм. Год назад познакомился с девушкой, которая не верит в Бога. Парень попал под ее влияние, снял крест, стал говорить, что Церковь — это зло и те, кого он встречал там, отнюдь не святые. Его крестный расстроен, но не знает, как рассказать юноше о жизни в Церкви.
Вспомним, что установлена Она была не людьми, а Господом Иисусом Христом. Именно через Церковь человек спасается, приобщаясь благодати Божией через таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Елеосвящения (Соборования), Венчания, Священства, Евхаристии (Причащения) — главного заповеданного Господом таинства (см. Лк. 22:19–20; 1Кор. 11:23–26). Важна и соборная молитва, ведь Спаситель говорил: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
В Церкви Сам Христос действует через таинства. Не люди, а только Один Бог. Он может восстановить разбитое в прах, вернуть «прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее» (акафист «Слава Богу за все». Кондак 10).
Апостол называет Церковь телом Христовым (1 Кор. 12:27). Создавая Ее, Господь понимал, что войдут в Нее не только святые, но и люди с недостатками, страстными привычками. Человеческая природа у всех одинакова: со времен Адама люди склонны ко греху. Еще апостол Иоанн Богослов отмечал: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8), — ведь к прегрешениям относятся не только поступки или слова, но и мысли.
Разве человек приходит в Церковь за человеческой святостью? Нет, за святостью Божией. Тогда нас не может остановить то, что в Церкви есть люди, которые согрешают. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7), — сказал Господь фарисеям о грешнице, которую они привели, чтобы казнить.
Так что же такое Церковь? Общество святых или общество кающихся грешников? В этом все и дело. В Церковь входят разные люди: и святые, которые достигли Царства Божия, и кающиеся грешники, еще живущие на земле. Печально, что люди стремятся увидеть в Церкви только ангелов и святых, ведь когда такие надежды сталкиваются с реальностью, розовые очки разбиваются, и осколки больно ранят человека. Он вдруг решает, что ему нечего делать в храме, а ведь даже и не пытается понять, для чего же православные христиане туда приходят и там молятся. Совсем не для того, чтобы искать людей по душе.Церковь — это больница для мира, измученного греховным недугом.
В Церковь стремятся люди, которые хотят приблизиться к Христу, ищут у Него помощи в борьбе со страстями. Поэтому на возмущения фарисеев о том, зачем Господь общается с мытарями и грешниками, Иисус Христос говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:11–13).
Другой вопрос, что к служителям Церкви внимание более пристальное. В них люди стремятся увидеть образец праведности. Мы можем представить идеальный вариант, когда Церковь отбирает лучших из лучших для служения, как это было в ранние века христианства. Тогда каждый священнослужитель являл бы собой образец подвига. Нынешняя реальность, к сожалению, другая. Общество разобщено, и люди не знают друг друга настолько хорошо, чтобы выбрать пастырей Христовых. Служат в Церкви в первую очередь люди, которые этого желают, к этому стремятся.
Однако святость Церкви измеряется не праведностью священнослужителей или прихожан, а святостью Ее Главы — Христа (см. Еф. 5:23). Человек идет в храм не к священнику, а к Самому Богу, молится Ему, через участие в церковных таинствах приобщается Его Благодати.
Отношения Бога и человека — личные. В храме стоит много людей, все они разные, у всех свой груз грехов и все идут к Христу своим крестным путем. Спаситель обращается к каждому конкретному человеку, призывает его к спасению. Может ли в таком случае интересовать поведение других людей, если каждому из нас предстоит дать ответ за собственную жизнь перед Богом? Предстать перед Господом придется и мирянам, и священникам, и епископам. Суда Божия никто не избежит, только «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). К чему тогда смотреть на окружающих, если, как говорила святая блаженная Матрона Московская, «каждая овечка будет подвешена за свой хвостик».
У псалмопевца Давида есть слова, обращенные к Господу: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140:4), — то есть не дай мне искать оправдания собственным согрешениям. Нежелание идти к Христу и отказаться от страстных привычек — грех. Можно свое нежелание быть с Богом оправдывать тем, что в Церкви не такие люди, как хотелось бы. Но это лукавые слова.
Чаще так говорит человек, который не испытывает радости живого общения с Богом, не понимает смысла христианства, участие в таинствах — это формальность, он не знает, что такое молитва, не знает содержания богослужения. Ведь приобщение благодати, как личный опыт соприкосновения с Богом, утверждает человека в вере. Надеюсь, что для юноши, о котором так переживает крестный, настанет момент встречи с Богом. Тогда все его сомнения рассеются.
Другая причина скрыта в изначально завышенных ожиданиях. Человек надеется увидеть в храме святых, какими он их себе представляет, а сталкивается с живыми людьми. Необходимо понимать, что во все времена в Церкви были люди разные: и такие ревностные с горячей верой, как апостол Петр, чистые сердцем, как апостол Иоанн Богослов. Но были и те, кого общественное мнение изначально причисляло к грешникам, например мытарь Закхей — начальник сборщиков податей. После встречи со Спасителем он в корне изменил собственную жизнь (см. Лк. 19:1–10), по преданию, даже стал первым христианским епископом в Кесарии Палестинской. Был прославлен в лике святых как Закхей Праведный.
Христос воспринял зараженную грехом человеческую природу с одной целью — очистить ее от греха. Он воспринимает нас со всеми немощами для того, чтобы привести к Отцу. Божественная природа Церкви всегда чиста, прекрасна и непорочна, а ее человеческая составляющая искалечена грехом. Изучая историю Церкви, мы не можем сказать, что среди людей греховность увеличивается, уменьшается или пребывает неизменной. Она, пожалуй, колеблется — когда-то больше проявляется, когда-то меньше. Но для того чтобы очистить, освятить людей, Господь и пришел в мир и основал Церковь.
Когда возникают сомнения, помогает Священное Писание. У апостола Павла есть слова, которые говорят о том, что Спаситель предал Себя за Церковь, «чтобы представить ее… не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного», — то есть грехи людей не могут очернить чистоту Церкви, — «но дабы она была свята и непорочна» .