Поем песнь ко Господу!
Певчие. Когда мы слышим, или читаем про певчих, моментально возникает ассоциация с православной церковью, хорами и дивными песнопениями звучащими откуда-то сверху, с хоров, того места, где обычно располагаются певчие во время службы. Наверное, без хора тоже могла бы состояться торжественная литургия, или другие праздничные службы. Но, в подобной ситуации, теряется торжественность, праздничность и даже значение самой евхаристии. Исчезает её глубина, которая доходит до сердца каждого, находящегося в храме, когда хор слаженно выводит: «Иже Херувимы…» или же другие песнопения.
Не является исключением в этом плане, храм монастырского подворья в Партените. В его основной церкви, освящённой в честь святой иконы Божией Матери Всецарица, каждая литургия и другие службы, сопровождаются слаженным пением. Певчие, располагаются высоко на хорах и даже постоянные прихожане, годами посещающие сей храм, не видят и зачастую не знают в лицо всех певчих. По благословению наместника монастырской обители святых Космы и Дамиана, архимандрита Илариона, пресс служба подворья, постаралась вникнуть в сложную схему сопровождения певчими воскресной литургии. Мы попросили ответить на несколько вопросов регента церковного хора, Валентину Сорочан и дьякона о. Максима.
Приоткрывает завесу некоей загадочности, происходящей на хорах и скрытой от стоящих внизу прихожан, главный певчий хора, дьякон о. Максим:
Если последовательно выделить акценты в работе хора, следует начать с того, что есть неизменяемые песнопения, и соответственно – изменяемые. Неизменяемые песнопения содержатся в часослове, образуя костяк службы. Это те песнопения и молитвы, которые неизменно поются или читаются ежедневно. Что касается изменяемых, это в основном стихиры, тропари и ирмоса. В этом случае, мы поём на глас. То есть распев мелодии остаётся неизменным, а стихи поются другие. У неизменяемых песнопений, всё, соответственно наоборот. Там меняются мелодии, текст же остаётся неизменным. Стили песнопений подбирает регент и мелодия должна соответствовать стилю. Тут может быть различный стиль исполнения, так называемый «бартос» или монастырский стиль, или другой древний стиль, всю соответствующую мелодику подбирает регент хора. Во время Божественной литургии стиль песнопения, как правило не меняется в течении всей службы.
Говорит регент хора, Валентина Сорочан: Выбор мелодии исполнения, стиля, может зависеть от нескольких причин. Песнопения должны соответствовать тому, как ведёт службу священник. Соответственно, укорачиваются или же удлиняются паузы, и тут все завит от регента, как он чувствует момент, так он и излагает мелодию. Если в храме служится молебен, то работу хора могут подкорректировать священники или дьякон. Могут подсказать, какой тропарь или величание сейчас исполнить. Все эти тонкости составляют обычную, повседневную жизнь хора. Тут необходимо добавить, что двух одинаковых служб не бывает, каждая служба индивидуальна и может звучать в исполнении хора несколько иначе. В ведении службы может изменяться ежедневно Октоих, — Богослужебная книга Православной Церкви, содержащая в себе повечерия, утрени и литургии для шести будничных дней. Для воскресных дней — малой вечери и полунощницы. Все эти песнопения, содержащиеся в Октоихе разделяются на восемь гласов или напевов. Так же меняется ежедневно Минея памяти святых этого дня. Слаженность песнопений в исполнении хора, достигается большой работой всех певчих и регента, от которого зависит то, как будет звучать хор на службе. Мы постоянно проводим спевки, на которых разучиваются новые произведения, тут нужно, что называется, «отстроить» хор, что бы все аккорды звучали, как положено. Регент подбирает людей для хора, кандидат обязан иметь музыкальное образование, соответствующие вокальные данные, умение читать старославянский текст. От этих составляющих и зависит слаженность песнопений хора. Могу добавить, что нашему коллективу нужны люди, обладающие вышеперечисленными данными. Будем рады видеть новых певчих, в нашем слаженном певческом коллективе!
Возможно, то, что нам поведали регент и певчий хора монастырской обители св. Космы и Дамиана, Валентина и о. Максим, не совсем понятно обычному прихожанину в плане терминологии. Но, отчего зависит слаженность певчих, их душевность в исполнении всех произведений, тонкости ведения службы, наверное, поняли все и это самое главное!