7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Крестопоклонную неделю, в монастыре Косьмы и Дамиана была отслужена Божественная литургия. Это довольно редкое явление, когда два праздника, противоположные по смыслу, но соединяемые как начало и венец нашего спасения, совпадают. В прошлом веке такое случалось в 1907, 1918 и 1929 годах, а в 21 веке Пасхалия выстроена таким образом, что эти праздники совпали в 2002 и 2013 годах, а следующий раз совпадут только в 2098 году.
Во время проповеди отец благочинный монастыря, иеромонах Онисифор, напомнил, что этот день, посвященный воспоминанию страданий Господа на Кресте, когда нужно скорбеть о своих грехах, совпал с днем великой радости, началом нашего спасения. Если вдуматься в суть и дух этих двух праздников, то можно увидеть, что они очень похожи и равно призывают к радости и спасению.
Пришествие в мир Мессии, Его воплощение от Духа Святого и Марии Девы – самое радостное и долгожданное событие. Если бы Свет Божий не сошел с небес, никто из нас не смог бы взойти на небо. Но что было вочеловечением Сына Божия Иисуса Христа, как не начало Его уничижения, лишения и страданий? Что нашел Он на земле, приняв человеческую плоть? Только крест, который нес всю жизнь, пока Сам не был вознесен на крест. После этого как можно предаваться радости гласу Архангела и забывать, что эта радость стоила Сыну Божию?
В благой вести Архангела мы слышим новый призыв к покаянию. Трудно успокоиться в радости и не скорбеть о наших падениях, о нашем несмирении и недостоинстве, которые словно вновь распинают Христа. Но нужно помнить, что древо креста, напоенное кровью Спасителя, стало для нас более животворным, чем райское дерево жизни. Через этот крест Спаситель вновь взошел с человеческим естеством на престол небесной славы. Крест дает и всем нам благодать и спасение.
Итак, если у кого-то сердце исполнено радости в этот день, не стоит смущаться: это радость Господа, ради которой Сын Божий и взошел на крест. Если кто-то ощущает в сердце скорбь от креста и сокрушение о грехах, тоже не стоит смущаться: слезы скорби и сокрушения – Господни, они очищают нас и ведут к наслаждению радостью спасения. Главное, чтобы никто не остался равнодушным и к этой радости, и к этой скорби: равнодушие и бесчувственность отдаляют нас от спасения, погружая в пучину грехов, уныния и отчаяния, откуда нам тогда не найти выхода. Без скорби и сокрушения как увидеть радость спасения?