Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери

21 апреля на подворье монастыря, в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» прошла Божественная Литургия, которую возглавил иеромонах Антоний (Копылов) в сослужении братии обители.

В этот день, говорят священники, надо стремиться очистить не свой дом, и даже не тело — свою душу. То есть исповедоваться и причаститься. Потому что именно в этот день почти две тысячи лет назад Иисус Христос установил Таинство Причащения.

Богослужения Чистого четверга настолько значимы, что их стараются не пропускать. Наши предки, если судить по русской классике, умели распределить свое время так, чтобы с хозяйственными хлопотами покончить до Великого четверга, или, по крайней мере, предавались им в перерывах между богослужениями. Считалось, что участвуя в литургии Великого четверга, мы участвуем в той самой Тайной вечере, когда Иисус установил главное христианское Таинство — Таинство Причащения.

Но вернемся к Тайной вечере, началась она неожиданно. Неожиданно для учеников Спасителя. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который обычно на Востоке совершали рабы для господ: Иисус омывает Своим ученикам ноги. Апостолы поражены действиями Божественного Учителя. Они молча принимают омовение. Только апостол Петр, человек горячий, не может сдержать чувств: «Господи! — восклицает Петр, — Тебе ли умывать мои ноги?» И Христос отвечает: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению — чтобы они не считали унижением для себя служить ближнему. То есть омовение ног — это не про чистоту, это про смирение и великую любовь к ближнему. А еще про умаление Христа. Умаление Господа до самого малого, самого презренного — до раба. Это самоумаление Сына Божьего достигнет апогея, когда Он, безгрешный, отдаст Себя на распятие — на казнь, которой подвергались презреннейшие из преступников. И сделает это Иисус из любви к нам, людям.

Петр, услышав слова Христа: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною», в искреннем порыве, желая этого единения со своим учителем, просит: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову». И Иисус отвечает: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Христос знал, что на этой Его последней трапезе с учениками сидит предатель. «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Ученики опечалились, каждый спрашивает: «Не я ли, Господи?» И Христос отвечает загадочное: «Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо». Как сказано, при этом «Иуда, предающий Его», спросил: «Не я ли этот предатель?» И Иисус отвечает: «Ты это произнес…»

На Тайной вечери произошло еще одно событие — крайне важное! — установление Таинства Евхаристии, или Причащения. Греческое слово «евхаристия» означает «благодарение». В христианстве Евхаристией называется Таинство причащения Тела и Крови Христовой, Таинство благодатного (то есть совершенного по воздействию благодати) единения верующего с Богом. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». Это очень важные для всех нас слова. Отныне, мы имеем точный путь, точный способ, как спастись. Больше того, Иисус связывает Таинство Причащения с нашей надеждой, нашим упованием на жизнь вечную. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

На утренней службе Чистого четверга каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Эту молитву поет хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной вечери, ныне совершающейся в храме.

Существует удивительная традиция приносить со службы Великого четверга домой зажженную страстную свечку. Верующие стараются сделать все, чтобы огонек в ней не потух. Трогательно видеть, как после вечерней службы, уже в сумерках, из храмов тянется вереница огоньков, защищенных лампадами. Зажженные огоньки напоминают нам о том, что христиане призваны быть в этом мире светом, рассеивающим темноту ночи.

Завтра, 22 апреля, Великая пятница — самый скорбный день в году. Именно в пятницу совершилось распятие и крестная смерть Христа на Голгофе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *