Святая Церковь о войнах

Святой воин Александр Невский входит с войском в Псков после победы над Тевтонскими рыцарями.

Война противна человеческому естеству, тем не менее, кровавые войны сопровождают род человеческий на протяжении всего существования людей на земле. Враг рода человеческого искушает целые народы, побуждая к разжиганию ненависти и вражды. Господь же, всячески усмиряет раздоры, наделяя в критический момент своих поборников недюжинной силой и умением поворачивать ход войны и даже ход истории, попирая неправедных.  Хотя, для этого иногда требовались целые годы и даже десятилетия. На примере государства Российского можно вспомнить ратные подвиги воинов, которые своим подвигом на ратном поле определяли будущее государства, и которые впоследствии были причислены к лику святых воинов, в земле Российской просиявших.

Сложно даже представить, что могло произойти на Руси, если бы на поле Куликово не вышли бы святые воины Пересвет и Ослябя, получившие благословение от Господа устами святого Сергия Радонежского. Славный воин монах Пересвет одолел перед битвой грозного великана Челубея ценой своей жизни, чем предопределил победу русского войска в решающем сражении за будущее государства Российского. Не менее славным считается подвиг святого благоверного князя Александра Невского, одолевшего со своей ратью неисчислимое войско хорошо вооруженных «псов – рыцарей», как в народе прозвали пришельцев с Запада. Примером единения народа в трудный для отчизны час, стал подвиг князя Минина и его соратника Пожарского сумевших поднять народ на борьбу с польскими ратниками, захвативших московский Кремль в смутные времена безвластия на Руси.

Бой Пересвета с Челубеем

В более поздние времена славные победы над врагом одерживали святой Федор Ушаков на море, генералиссимус Суворов на суше, полководец Кутузов завершил Отечественную войну 1812-го года в стане противника – Париже. Более чем через сто лет победой завершилась, казалось бы, уже проигранная война с немецкими фашистами. В самый сложный момент, когда в очередной раз решалась судьба государства,  богоборческая на тот момент власть  одумалась и  разрешила открыть православные храмы, выпустила из застенков оставшихся в живых священников. Люди с верой и надеждой вновь наполнили храмы Божии, моля Всевышнего о даровании победы. И эта победа пришла! Уместно будет вспомнить былинного богатыря Илью Муромца, вставшего с одра болезни по молитвам старцев, пришедших к нему по промыслу Божию с мольбой о спасении отечества и града Киева. В наши дни, ситуация не менее серьёзная. Западные агрессоры в очередной раз, в борьбе за мировое господство, предпринимают попытку стереть с лица земли государство Российское, втянув в братоубийственную войну Украину и Россию, бывших ранее одним неделимым целым. Святая Церковь православная ежечасно молит Господа о даровании мира и устранении междоусобной брани, которая никому не приносит ни малейшей пользы. В этой связи, необходимо обратиться к Библии и наставлениях святых отцев Церкви, и узнать суть происхождения войн.


Библия о войнах

Согласно Библии и православному мировоззрению Господь не допускает ни войны, ни терроризма, ни убийств. В Священном Писании говорится, что не Господь, а падший ангел, сатана, натравливает людей друг на друга и сеет всяческие раздоры. Именно он, вселяясь в людей и делая их нечестивыми разжигает пламя вражды. Вот что говорится о таковых в Священном Писании «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57:21). «Пути мира они не знают» (Ис.59:8).

Еще в Раю Бог говорил сатане, который поддался его соблазну: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3). Таким образом после грехопадения прародителей и как его следствие в мир вошла вражда. Она началась уже с семьи Евы и Адама. Их сын Каин по наущению сатаны убил брата Авеля и стал враждовать с Богом, отказываясь принести покаяние. Именно вражда с Богом, нежелание каяться за грехи и породило у людей вражду между собой. Господь учит, чтобы люди не завидовали друг другу, не имели зла друг на друга, не поднимали рук своих друг на друга. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27) — говорил Иисус Христос
Изгнание Адама и Евы из Рая

С появления сатаны и грехопадения Адама и Евы в мире стали действовать лишь две силы — это сила любви, добра, дружбы и сила, которая называется насилием, враждой и злостью. Бог призывает к любви, а сатана к вражде. Но коль Бог не пользуется насилием, то мы, люди свободны. Мы свободны в своем выборе — стать на сторону Бога или же служить сатане. Так вот, люди, служащие сатане и устраивают войны. Именно о них сказал Христос: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Хотя, когда-то согласно Библии, человечество преобразится и войн не станет. Тогда народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4.).

Святые отцы о войнах

Конечно война — это несомненное зло. Но ведь они бывают как наступательные, так и оборонительные. А оборонительные войны можно считать справедливые и несправедливыми. Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное»


Святитель Филарет (Дроздов) — один из самых почитаемых Отцов Церкви XIX века

А бывают еще и вынужденные войны о которых святитель Филарет говорил: «Война — страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война — священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости — в защиту правды, веры, отечества».

Святитель Николай Сербский указывал даже на пользу военных действий. По его словам, «Одни на войне губят тело, а иные — душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними».

Святитель Феофан Затворник, относясь с критикой учению о несоприотивлении злу насилием говорил: «На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас, сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали.

В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?».

В ответ на то, почему же христиане в войнах участвуют, если Иисус Христос учил любить даже врагов своих равноапостольный Кирилл сказал: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). «Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».

«Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших» — так кратко и убедительно высказался святитель Филарет об Отечества и о Христовой заповеди о любви к врагам. Также и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя заповедь о любви к врагам, писал: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».

Как христианин должен относиться к воинской службе

«Убивать вообще преступно, но убивать своего врага на войне законно и похвально. Не думайте, что христианин с оружием в руках не может угодить Богу. Он доблестью своей защищает родину от варваров и тем охраняет слабых в тылу» — писал святитель Афанасий Великий. Следуя этому, а также учению других святых отцов появились великие христианские воины. Многие из них стали святыми, как, например, преподобный Илья Муромец, святой воин Иоанн Русский, Монахи Ослябя и Пересвет, святые князья-воины — Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Ушаков и др. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — говорится в Евангелии (Ин. 15).

Святые отцы учат, что даже на войне необходимо оставаться христианами. К врагам проявлять христианское благородство, раненых ни в коем случае не добивать, щадить тех, кто просит пощады. Выбор, как вести себя на войне, впрочем, как и в каждом важном жизненном поступке, остается за каждым отдельным человеком. А святые отцы говорят, что самое главное, когда сердце человека принадлежало Господу, и тогда, водимое Его любовью и получая помощь от Бога, человек найдет правильное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *