В укромном ущелье живописных крымских гор, с незапамятных времён проистекает живоносный источник. По древнему, как мир преданию, забил чудодейственный ручей в том месте, где подвизались во славу Божию чудотворные целители, святые братья Косма и Дамиан.
Братья по плоти, Косма и Дамиан родились в одном из предместий Рима. Годы их богоугодной, праведной жизни пришлись на III век по Рождеству Христову. Закончив врачебное образование, благочестивые братья получили от Господа святое благословение и назидание: не брать с людей никакой мзды за исцеления. Рассуждали врачеватели так: дал нам Господь дар врачевания безвозмездно, даём и мы людям просимое, без всякой оплаты. Этот непреложный закон не был ими нарушен, за что они были прозваны в народе Бессребрениками.
Жизнеописание святых Космы и Дамиана имеет несколько версий. В некоторых из них, события жизненного пути чудотворных целителей пересекаются, в других же, разнятся. Так, например, есть описания жития святых братьев, западного толка, в которых нет упоминания об их пребывании в древней земле Таврической, сегодняшнем Крыму. Однако легенды и древние сказания, передаваемые из поколения в поколение жителями Тавриды, свидетельствуют иначе. Имели место быть и вполне официальные сведения. Так, в 1861-м году, в распоряжении попечительского совета по возведению храма в честь св. Владимира в Херсонесе, оказался документ, свидетельствующий о пребывании святых целителей Космы и Дамиана в древней Тавриде. По этому поводу было оглашено специальное воззвание гласившее буквально следующее:
«Сюда (то есть Херсонес, близ Севастополя) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской».
Вряд ли, высокосановные и образованные мужи, входящие в состав комитета, могли сделать голословное заявление. Вероятно, в их распоряжении был подтверждающий документ о пребывании святых чудотворцев Космы и Дамиана в Тавриде, во второй половине III века.
Не менее авторитетные доказательства следуют из проповеди архиепископа Херсоно-Таврического Иннокентия, возглавившего епархию в 1848 году. 30-го июня 1855 года, владыка побывал у святого источника святых братьев-целителей. На следующий день, 1-го июля (по старому стилю), в День памяти святых Космы и Дамиана, владыка Иннокентий служил Божественную литургию в кафедральном соборе Александра Невского в Симферополе, и на проповеди произнёс следующее:
«Ныне, день святых бессребреников Космы и Дамиана, издревле почитаемый от всея Церкви Православной, но тем паче имеющий право на особенное уважение в стране Таврической. Ибо древнее предание сказует, что сии врачи-чудотворцы посетили некогда и озарили чудесами своими и здешний полуостров, будучи сосланы сюда на заточение от кесаря римского. Среди гор Таврических есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли, по свидетельству того же предания, их молитвами. Памятуя сие, мы, несмотря на трудность нынешних обстоятельств (разгар Крымской войны 1853-1856 гг.) и неудобства пути, посетили это священное место и снова воздали там хвалу Тому, Чья всемогущая десница преукрасила его так дивно. Ибо это одно из самых пустынных и величественных мест между горами Таврическими, кои столь богаты живописными местоположениями. Вообразите сошедшимися три из самых высоких гор и образовавшими среди себя грозное ущелье; вообразите их покрытыми от подошвы до вершины разными древами и зеленью; вообразите, что из главного между сими горами ущелья, также покрытого лесом, стремится с ревом поток Альмы, а за малым утесом из бока горы бьет огромный ключ и вскоре соединяется с сим потоком: этот ключ — источник святых Космы и Дамиана. Место это освящено пребыванием столь великих угодников Христовых, каковые были святые Косма и Дамиан, и не только освящено, но представлено благодарственному вниманию всех родов грядущих, через изведение на нем целебного источника».
Нет сомнений, что академик Императорской Академии наук, доктор богословия и историк, архиепископ Иннокентий знал, о чём говорил на проповеди. К сожалению, в годы лихолетья и засилья богоборческой власти, бесчисленное множество важнейших документов и артефактов, относящихся к пребыванию святых целителей в Тавриде, были утрачены. Живы только неистребимые «документы» в виде легенд и сказаний, сохранившиеся в благодарной памяти многих поколений, из которых следует, что люди получали исцеления от самых тяжких недугов и смертельных болезней по молитвам святых братьев. По одной из этих легенд, святые Косма и Дамиан по прибытии в Тавриду, удалились от больших поселений в лесные чащи крымских гор, где они, не опасаясь преследований язычников, могли исполнять предначертанное Богом дело врачевания. Получая исцеления и приобщаясь к божественным чудотворениям, люди осознанно принимали христианскую веру, внимая проповедям святых Космы и Дамиана. Миссионерские деяния святых братьев, наряду с целительством составляли одну из важнейших задач — обращения местного населения в христианство. Сколько времени провели целители и чудотворцы в древней Тавриде доподлинно не известно, однако сделать им удалось столько, что рассказы и легенды о чудесных исцелениях людей и даже животных, предаваемые из поколения в поколение, дошли до наших дней.
Живоносный источник святых целителей Космы и Дамиана
В тоже время, понимая, что им всё же придётся оставить Тавриду, после того, как власть в Римской Империи станет лояльной по отношению к христианству, святые целители стали просить Бога о том, чтобы исцеления продолжалось и без их присутствия. Всемилостивый Господь услышал молитвы бессребреников. В ущелье, где врачевали святые братья, забил из-под камней горный ручей, образовавшийся из двух небольших ключей, слившихся воедино. По прошествии времени, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан покинули пределы Тавриды, возвратившись в Рим. К тому времени императором римским стал Константин, покровитель христианства, сменивший бывшего императора язычника, гонителя верующих. А в горном ущелье, даже через века, люди стали получать исцеления от забившего источника. Свидетельств тому, в том числе и письменных, сохранилось великое множество. Потерявшие зрение прозревали после омовения лица в водах живоносного источника, потерявшие возможность ходить, в прямом смысле вставали на ноги. Благие вести о целебных водах ручья в ущелье быстро распространились по городам и весям. Люди спешили сюда со всех концов полуострова и не только, и все, кто с верой и мольбой принимал омовение, получали послабление от недуга, или полное выздоровление. Все эти события относятся уже к более позднему периоду, к началу XVI века. Тогда же, по преданиям, в ущелье Бабугана, где врачевали святые братья, была заложена и действовала небольшая церковь, а в настоящее время располагается монастырь святых бессребреников Космы и Дамиана. В конце позапрошлого столетия, начиная с 1899-го года, в монастыре, в специально заведённой для этих целей книге по благословению епископа Таврического Николая, монахи стали записывать все случаи исцеления страждущих у святого источника. К великому сожалению, и эта, поистине бесценная реликвия, была так же утрачена в годы лихолетий века XX-го, однако некоторые сведения сохранились.
Чудесные явления святых братьев целителей людям
Главной особенностью чудес, которые происходили у источника, было то, что во многих подобных случаях люди видели в тонких снах явление самих святых врачевателей. Так, описывается случай чудесного, по-другому не сказать, обретения иконы с ликами целителей бессребреников святых Космы и Дамиана. Некий пожилой грек, видимо проживший благочестивую жизнь, ( по одной из версий живший там же, в урочище, при древней часовне) как-то остановился отдохнуть возле живоносного источника, куда вероятно приходил много раз. В легком сновидении ему явились два странника. Они приложились к источнику и напились воды, после чего прошли к стволу поваленного дерева и скрылись за ним. Старец тут же очнулся от сна, последовав к лежащему неподалёку дереву, за которым, как ему предвиделось, скрылись оба странника. За стволом поваленного дерева он увидел лежащую на траве икону с ликами двух мужей и надписью: «Косма и Дамиан». Внимательно рассмотрев лики, он понял, что именно их он видел в своём сне. Ещё дна версия данного события говорит о том, что старый грек обнаружил мраморную плиту с выбитыми на ней ликами святых братьев. В настоящее время, в монастыре почитается икона святых чудотворцев целителей Космы и Дамиана, написанная в одном их Афонских монастырей и привезённая в Крым ещё в позапрошлом веке. Эта реликвия, бережно хранящаяся в церкви при монастыре Космы и Дамиана, также имеет непростую судьбу. В двадцатые годы прошлого столетия во времена захвата власти большевиками, когда монастырю грозило разрушение и разграбление святынь, икона по промыслу Божьему и стараниями людей была вывезена из монастыря и надёжно укрыта. Во время восстановления монастыря в 90-е годы святыня была возвращена в монастырь.
Хорошо известен случай с больным проказой пастухом, пришедшим издалека к святому источнику с мольбой и надеждой на исцеление. Изнурённый долгой дорогой и тяжёлым недугом пастух, добравшись до источника, без сил опустился на землю и уснул. Во время тонкого сна ему было явление святых целителей Космы и Дамиана. Врачеватели сказали пастуху: «Погрузи тело в воды источника и получишь желаемое исцеление». Восставший от сна пастух с точностью выполнил сказанное ему святыми братьями, и, почувствовав большое облегчение, снова погрузился в вещий сон. Чудотворцы врачеватели вновь явились пастуху в сновидении, со словами: «Отныне ты здоров, но помни, ежегодно первого июля ( 14-го новому стилю) ты должен погружаться в воды источника для омовения. Расскажи и другим страждущим, с тем, что бы исполняли то же самое».
Подобное исцеление получила некая Елена, жительница Евпатории. Женщина очень страдала болезнью ног, множество кровоточащих ран покрывали конечности несчастной. Больная с огромным трудом смогла добраться до монастыря, где так же погрузилась в сон, в котором она ясно увидела «двух сиятельных мужей», понимая в то же время, кого она могла, и желала увидеть. На следующее утро Елена, заказав молебен святым целителям Косме и Дамиану, погрузилась в живоносные воды источника. После чего говела три положенных дня и, приняв Причастие Святых Даров, отправилась домой полностью здоровой. Подобных случаев в истории источника, ставшим легендарным, сохранилось немало.
Холодный «кипяток» святого источника
Ещё одной особенностью живоносного источника, было то, что исцеления получали не только исповедовавшие христианство. Большой популярностью источник пользовался у местных племён крымских татар, испытавших на себе живительное действие этих вод, и знавших об этом ещё со времён средних веков. Савлух – Су, или «живая вода», так звали крымские татары целительный ручей святых Космы и Дамиана, регулярно посещавшие его вместе с паломниками христианами. Отмечался паломниками и необыкновенный вкус воды, содержащей в себе, как показали уже современные исследования, различные редкоземельные минералы, а также ионы лития и серебра, что само по себе является большой редкостью, делая воды святого источника поистине уникальными. Что касается температуры воды, то она, как правило, не поднимается выше 8-ми градусов в летние месяцы. При этом, насыщенный кислородом воздух в глубине горного ущелья, где расположен сам монастырь, редко превышает 15 – 17 градусов даже в разгар лета. Здесь мы снова приведём слова замечательного подвижника, главного инициатора создания монастыря святителя Иннокентия о целительных свойствах воды живоносного ключа:
«Не смотря на великую степень холода воды в нём, которую можно назвать «холодным кипятком» приходящие туда богомольцы с благоговением пьют (в возможно большем количестве, ибо она крайне вкусна) эту воду и погружаются в нее для купания. Сильный холод объемлет при сем человека и, кажется, проходит до костей и самых мозгов. Но среди сего, по-видимому, небезопасного действия воды и подается многим недужным исцеление».