Первые русские святые. Инна Пинна и Римма

По благословению настоятеля обители св. Космы и Дамиана архимандрита Илариона,  мы открываем  на сайте монастыря новую рубрику, посвящённую многочисленным святым,  в земле Крымской просиявших.

Завет св. Луки крымского к духовенству Крыма

Вехи истории христианства в земле Таврической относят нас к самым истокам  Новой эры, берущей  своё начало от Рождества Христова. Уже в  первом веке по РХ, были известны имена святых, и это касается не только святых Апостолов. Многие из первых последователей Апостольского учения о Христе,  приняли мученическую смерть от язычников, в среде которых они провозглашали учение Христово. Таковыми были святые мужи Инна, Пинна и Римма, которых принято считать первыми русскими святыми великомучениками,  так как они родились в пределах древней Скифии, прообраза современной России. По преданию, святые Инна, Пинна и Римма, приняли крещение от самого святого Апостола Андрея Первозванного в пределах Тавриды, и были его учениками и последователями. Сведения об их праведной жизни и мученической кончине крайне скупы и даже противоречивы, однако в них все же есть зерно истины, дающее право на изложение жития святых мучеников Инны, Пинны и Риммы, которое приведено в данном материале. 

Фрагмент иконы с изображением мученической кончины св. Инны Пинны и Риммы

В Алуште, в которую по преданию были перенесены честные мощи святых мучеников,  возле  храма во имя всех Крымских святых и великомученика Феодора Стратилата возведена часовня святых мучеников Инны, Пинны, Риммы.  Начало строительства первого храма в честь древних Крымских святых мучеников  было положено в ноябре 2021 года по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. Место для храма выбрано не случайно. Согласно преданию святые явились епископу Герцу, спустя семь лет после обретения мощей, и сказали перенести их в «сухую пристань» – место, именуемое Аликс, ныне современная Алушта.   По мнению исследователей, родом они были из северной земли Великой Скифии, то есть они были ильменьские славяне-русы.  

В архиве города Симферополя сохранился интересный документ от 30 октября 1950 года под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии», подписанный святителем Лукой (Войно-Ясенецким) арихиепископом Симферопольским и Крымским: «Прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах литургии, вечерни и утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это – очень древние мученики».

Однако до сих пор особого богослужения в память святых мучеников в церковной практике нет.

Святитель Лука

В Православной церкви с апостольских времен прославлено великое множество святых, в земле Русской просиявших, но святые Инна, Пинна и Римма стали первыми. Своим подвигом они открыли путь другим угодникам Божиим на нашей святой земле.

В   день в закладки первого камня на строительстве часовни, в  алуштинском храме Всех Крымских Святых,  Божественную литургию совершил преосвященнейший Нестор, епископ Ялтинский , викарий Симферопольской и Крымской епархии. Прихожане храма пришли задолго до начала богослужения, чтобы встретить Владыку и получить его архипастырское благословение. Старший священник храма иерей Димитрий Компанец поздравил Преосвященнейшего с радостным событием – Днем почитания святых мучеников, просиявших на нашей Крымской земле.

После богослужения духовенство, во главе с владыкой , а также прихожане отправились в Приморский парк к   стенам первого храма в честь святых крымских мучеников Инны, Пинны и Риммы. Владыка совершил чин основания церкви. Им была заложена капсула в алтарную стену с названием храма.

Закладка памятной капсулы в стену строящейся часовни

Свя­тые му­че­ни­ки Ин­на, Пин­на и Рим­ма – ро­дом сла­вяне, из се­вер­ной Ски­фии, уче­ни­ки свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. Они учи­ли о име­ни Хри­сто­вом и кре­сти­ли мно­гих вар­ва­ров, об­ра­тив их к пра­вой ве­ре. За это бы­ли схва­че­ны мест­ным кня­зем, ко­то­рый хо­тел обо­льстить их раз­лич­ны­ми со­блаз­на­ми и лест­ны­ми обе­ща­ни­я­ми, но они не скло­ни­лись на пред­ло­жен­ные им по­че­сти и за свою твер­дость ве­ры во Хри­ста бы­ли би­ты без по­ща­ды. В то вре­мя сто­я­ла су­ро­вая зи­ма и ре­ки за­мерз­ли на­столь­ко, что их мог­ли пе­ре­хо­дить по льду не толь­ко лю­ди, но и ко­ни с во­за­ми. Князь при­ка­зал по­ста­вить в лед боль­шие брев­на и при­вя­зать к ним свя­тых, по­сте­пен­но опус­кая их в сту­де­ную во­ду. Ко­гда лед до­шел до шеи свя­тых, они, из­му­чен­ные страш­ной сту­жей, пре­да­ли Гос­по­ду свои бла­жен­ные ду­ши.

В древ­нем сла­вян­ском ме­ся­це­сло­ве по­вест­ву­ет­ся, что неко­то­рые хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли то­гда те­ла их, но по­том епи­скоп Гед­ца вы­нул их из мо­ги­лы и, взяв на пле­чи свои, по­ло­жил в сво­ей церк­ви. Спу­стя семь лет по­сле кон­чи­ны сво­ей свя­тые му­че­ни­ки яви­лись тому же епи­ско­пу и по­ве­ле­ли ему пе­ре­не­сти мо­щи их в ме­стеч­ко, на­зы­ва­е­мое Аликс, в су­хое при­ста­ни­ще. (Аликс есть ны­неш­няя Алуш­та, на­хо­дя­ща­я­ся на бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря, на се­ве­ро-во­сток от Ял­ты. «Су­хое при­ста­ни­ще» озна­ча­ет мор­скую при­стань).

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной»

Все древние авторы, от Гомера и Геродота до Страбона и Полибия, говорят о том, что земля Таврическая  была сказочно богата, но языческие нравы здесь были настолько дикие, что ужасали даже, казалось бы, ко всему привычный идолопоклонченский мир. Чего стоят только описания кровавых пиров тавроскифов, где чашами служили черепа, наполненные кровью побежденных: у них, по утверждению греков, считалось, что эта кровь придает силы для новых побед. На юге Крымского полуострова, у мыса Фиолент, в древности действительно часто разбивались греческие и финикийские суда. А спасшихся моряков, добравшихся до берега, местные жители ловили и приносили в жертву.

Свидетельство о мученической кончине Инны, Пинны и Риммы сохранилось в Асta Sanctorum («Деяния святых» — многотомное издание житий святых, составленное по всем известным источникам и снабженное необходимыми исследовательскими комментариями). Согласно этому источнику, правитель, велевший схватить миссионеров, приказал, «чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым и твердым бревнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твердую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии».

Христиане тайно погребли их тела. Впоследствии местный епископ положил их в раке соборного храма. А спустя семь лет мученики, по преданию, явились ему и велели перенести их мощи в «сухую пристань». Историк Церкви профессор Евгений Голубинский предположил, что мощи Инны, Пинны и Риммы были перенесены в порт Алиск или Аликс, который находился на месте современной Алушты.

Строительство и эскиз возводящейся часовни в честь св. Инны Пинны и Риммы в Алуште

Но почему именно святителю Луке, который сам прошел горнило сталинских гонений и на собственном опыте и на примере тысяч своих братьев и сестер по вере знал, что означает быть исповедником среди людей, которым ненавистно само имя Христа, — почему именно ему было так важно заставить всю Русскую Церковь вспомнить этих, казалось бы, столь прочно забытых ею святых?

Архиепископ Лука прибыл на Крымскую кафедру 26 мая 1946 года. И что он увидел? Послевоенную разруху, закрытые храмы… Уполномоченные по делам религии писали, что в Крыму многие церкви давно бы позакрывались, если бы владыка Лука не поддерживал их материально, не переводил бы в пустующие храмы священников. Но положение с кадрами в епархии было катастрофическим. А священников из других епархий в Крыму не прописывали, и они вынуждены были уезжать. Духовных школ в епархии не было, и уровень богословской подготовки священнослужителей оставлял желать лучшего. По отзывам крымских старожилов, религиозность русского населения Крыма и раньше была не особо высока, и церкви поддерживались главным образом греками и болгарами. Но во время Великой Отечественной войны их выселили из Крыма….

Много сил приложил владыка, чтобы навести порядок в епархии: не давал закрывать старые храмы, открывал новые, от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, всемерно  боролся с сектантами.

И возродить память о святых мучениках Инне, Пинне и Римме было для него священным долгом. Ведь этот первый плод веры, мученический подвиг наших далеких предков, который они принесли как дар своей любви к Спасителю, был началом собирания драгоценной духовной сокровищницы — великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших.

Давайте же и мы, братья и сестры, будем чтить память святых угодников Божиих в земле Крымской просиявших! Да услышат святые наши заступники на Небесах наши молитвы о мире, непоколебимости веры Православной в славной земле Крымской!

***

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *