Близится завершение календарного года. В реалиях сегодняшнего дня, это событие не несущее в себе особенного значения, если не считать смены последней цифры летоисчисления, стало для нашего социума самым «значимым» событием года.
Это заблуждение является прямым наследием богоборчества канувшей в лету власти. При этом традиции, которыми во времена гонений на Церковь были подменены истинные значения праздников, живы по сей день. Более того, один из наиглавнейших праздников для всего человечества, наряду с Великой Пасхой – Рождество Христово, стал «придатком» псевдо праздника прихода следующего года. Сложно сказать, сколько должно смениться поколений, чтобы всё вернулось на «круги своя». В Европе же, несмотря на то, что общее отношение к Евхаристии у них более чем поверхностное, с праздником Рождества всё в порядке. Соответственно, к новому году отношение в большинстве стран евро–азиатского континента весьма сдержанное, а вот Рождество традиционно считается главным событием года, после, как уже было отмечено – Пасхи. Это не мудрено. Европа, в отличие от России, счастливо избежала в своё время богоборческой напасти, сумев сохранить древние истинные Христианские традиции в отношении праздников. Тем ценнее становится для нас, современных православных людей, значение великого праздника Рождества Христова!
Так, как же, и когда произошла подмена понятий?
Обратившись к истории, мы можем обнаружить и самые истоки рождественских праздников, и главное обнаружить, когда впервые появились рождественские ёлки. Первые свидетельства о них, относятся к периоду царствования Александра первого. Первую ель установили в императорском дворце для будущей императрицы Александры Федоровны, совсем недавно приехавшей в Россию. После того как её супруг Николай Павлович взошёл на престол, ёлки в Зимнем дворце для детей царской семьи и великих князей превратились в традицию. Позже,
обязательные хвойные деревца, ставшие символом рождественских праздников, были сначала отменены советской властью, а затем возвращены народу в извращённом понятии, так как стали украшением «праздника нового года». Это был хитрый и коварный ход. Любимые в народе рождественские ёлки, как бы перенесли сам праздник с великого Рождества, на ничего не значащее календарное событие. Что значило Рождество для простого люда на Руси, мы можем судить по знаменитому на весь мир рассказу Антона Павловича Чехова «Ванька», в котором лишенный этого священнодействия мальчик, с тоской писал письмо «на деревню дедушке…»
При этом, большевики, придя к власти, не запрещали Рождество специально — его оказалось просто некому праздновать. В Гражданскую войну было не до ёлок — люди думали в основном о хлебе и о том, как выжить. Однако богоборцы, всё же изменили дату празднования Рождества. После декрета СНК о переходе на григорианский календарь праздник сдвинулся с 25-го декабря на седьмое января, поскольку церковь сохранила прежнюю систему. Сложилась абсурдная ситуация: некоторые религиозные праздники остались по старой традиции выходными днями даже в РСФСР, но по новому календарю, и рождественские выходные рабочим давали 25-го и 26- го декабря, когда церковь ещё ничего не праздновала.
Вскоре после окончания Гражданской войны, большевики решили постепенно разделаться и с ёлкой. При вожде пролетарской революции традицию не трогали, поскольку сам Ильич слыл страстным германофилом, а ёлки пришли в Россию из Германии. Потом «вождь пролетариата» превратился в овощ и отошёл от власти, и новый режим повёл решительное наступление на «буржуазный предрассудок». Комсомольцам и пионерам рекомендовали отмечать «комсомольские святки»: ёлка та же, но вместо поздравлений — критика подлой сущности «буржуазного обычая.»
Поначалу новая власть действовала только пропагандистскими методами, разоблачая чуждый трудящимся праздник «проклятого капитала и черносотенного рабства», но люди любили ёлку, и пропаганда действовала слабо.
Поэтому с 1929 года Сталин повел глобальное наступление на религию в СССР — 1928 год стал последним, когда религиозные праздники (Рождество, Пасха, Духов день и Преображение) были нерабочими днями.
Заодно, чтобы два раза не ходить, отменили и Новый год. Продажу ёлок запретили под угрозой штрафа или принудительных работ. Несколько лет праздники приходилось отмечать тайно. Анти ёлочную кампанию сопровождала яростная пропаганда.
Сегодня, это выглядит дикостью, но, вот что чревовещали «Известия» в 1930-году:
«1930 лет гуляет по белу свету несуразная, нескладная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе, на унижение угнетённых и обездоленных тружеников, на злое издевательство и надругательство над ними… Надеть ярмо рабочему на шею, ударить революцию крестом по голове — вот подлый классовый смысл рождественской легенды».
Сложно даже представить, какими критериями руководствовались творцы такого позорного пасквиля.
Слава Творцу, что вся неподобная мерзость канула в лету, вместе с соответствующей властью.
Так как же относиться к наступлению Нового года православному человеку?
Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник не православный. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается в народе невоцерковлённым телебеснованием и пьянством. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, провожая уходящий год. По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий!