Особый день поминовения усопших – Димитриевскую родительскую субботу – отмечает Православная Церковь двадцать восьмого октября 2023-го года.
День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (восьмого ноября по н. ст.) был установлен после Куликовской битвы, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380-м году.
Изначально, по установлению святого князя Димитрия Донского, в этот день поминали всех русских воинов, павших на Куликовом поле. Собственно, это еще один смысл названия субботы «Димитриевская».
Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан.
Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2023 году. Несомненно, это еще один повод сходить в храм, чтобы помолиться за своих усопших родных, близких, знакомых. Также их можно помянуть в своей домашней, частной молитве.
Почему умерших поминают именно в субботу?
В Великий пост совсем немного дней, когда можно служить полную литургию, во время которой есть поминовение усопших — по будням (и то, не всегда) служится литургия Преждеосвященных Даров, а воскресные дни приурочены к особым Евангельским событиям. Единственный вариант — суббота. Поэтому их так и стали называть: «Родительские поминальные субботы». Под родителями здесь имеются ввиду все почившие родственники. И, конечно, в эти дни можно поминать не только родных, а всех крещеных усопших. Исключение — самоубийцы.
Зачем молиться об умерших?
Чтобы облегчить им загробную участь. Насколько это действительно им поможет — сказать трудно. По словам апостола Павла все христиане — единый организм, который может влиять друг на друга. Хочется верить, что не только в отрицательную сторону. Душа человека бессмертна и ее окончательная участь решается не после смерти тела, а после Второго Пришествия Христова. И до него мы можем молиться за умерших, так как сами они уже не могут повлиять на свое посмертие. Остаемся только мы — пока еще живые родственники и просто близкие люди, которые помнят умершего и переживают за него душой.
Можно ли молиться о некрещеном покойнике?
Можно, но дома. Так как этот человек при жизни не стал членом Церкви (а Таинство Крещения подразумевает именно это), то и смысла нет после смерти стараться его туда «затащить». Но какова его посмертная участь мы не знаем, она остается на усмотрение Господа. Многие святые говорили о том, что те люди, которые не знали Евангелия или их знания были искажены, будут судимы Богом не так, как те, кого достигла Благая весть. Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их память.
Как поминать умерших
Как правильно поминать умерших? Где лучше поминать усопших? Отличается ли поминовения на девятый день от поминовения на сороковой день?
Дни поминания умерших
Есть особые дни поминания на третий, девятый и сороковой день Уже в день кончины, если человек был крещен, в храме можно подать записку с именем на сорокоуст — поминовение в течении сорока дней. Сугубая молитва, чтение Псалтири в эти дни также важны для спасения и помилования души умершего. Сразу после кончины можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». Сама Церковь на каждой Литургии возносит молитвы за усопших. В подтверждение важности молитвы об усопшем, Церковь также установила особые дни поминания:
- Мясопустная вселенская родительская суббота — за неделю перед Великим Постом;
- Троицкая вселенская родительская суббота — перед днем Святой Троицы;
- Родительские субботы 2‑й, 3‑й и 4‑й недели Великого Поста;
- Димитриевская родительская суббота — за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского;
- Радоница — во вторник второй недели после Пасхи;
- 9 мая — день поминовения погибших в Великой Отечественной войне.
Когда кто-то из наших родственников или близких людей умирает, мы в первую очередь задаемся вопросом: как я могу ему помочь и какая помощь сейчас более всего необходима? Такие вопросы очень правильные. На них совершенно определенно отвечает Церковь. Святые Отцы призывают нас к тому, чтобы мы, разлучившись с человеком, продолжали усердно за него молиться, особенно в первые 40 дней со дня кончины. В эти 40 дней душа несколько раз встречается с Богом, проходит мытарства, знакомится с Адом и Раем и, наконец, проходит частный суд, на котором решается, где она будет ожидать Всеобщего Суда. Молитва — это доказательство любви, самое нужное и важное, что мы можем сделать для умершего. Именно молитва становится тем самым утешением, той нитью, благодаря которой мы можем почувствовать связь с отлучившимся от нас человеком.
Спаситель, воскреснув на третий день из мертвых и сокрушив врата ада, сделал возможным наше Воскресение и вечную жизнь. Поэтому смерть не может считаться концом, это лишь переход, мостик в мир иной, где душа продолжает жить, ведь «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).
По прошествии трёх дней
Обычно, на третий день мы прощаемся с дорогим нам человеком, провожаем его, как обычно говорят, «в последний путь». Третий день — день погребения, отсылает нас к тридневному Воскресению Христа и напоминает нам о Всеобщем воскресении. О важности поминовения на третий, девятый и сороковой дни «в псалмах, чтениях и молитве» говорится в «Апостольских постановлениях» (кн. 8, гл. 42).
Важность нашей молитвы в этот день связано с началом самого главного пути души — пути к Богу. Свт. Феофан Затворник пишет так: «у отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь!». О мытарствах, в частности, упоминает свт. Иоанн (Максимович): «В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах». И хотя четко сформулированного учения насчет этого у Церкви нет, мы все же мы призваны молиться за наших усопших.
Хорошо, если в этот день родственники позовут священника на отпевание умершего. Отпевают, как правило, дома или на кладбище.
О порядке поминовения умерших в третий день можно почитать ниже.
По прошествии девяти дней
Святой Симеон Солунский пишет, что девятый день напоминает нам девять ангельских чинов, к которым мог бы быть причислен усопший. В Церкви существует предание, что с третьего дня — после поклонения Богу и по девятый день, душе показываются различные обители Рая. Так, прп. Макарий пишет, что душа, поклоняясь своему Создателю и созерцая обители Рая, забывает скорбь.
Подробно о порядке поминовения усопшего на девятый день можно почитать ниже.
По прошествии сорока дней
Упоминаемый уже святитель Симеон Солунский писал, что сороковой день поминовения возник «ради Вознесения Спасителя», которое, как мы знаем, произошло на сороковой день после Воскресения.
Несмотря на то, что мы мало что знаем о загробной жизни, поскольку эта тайна остается от нас сокрыта, как сказал свт. Феофан Затворник: «то для нас — закрытая страна», — мы все равно должны продолжать поминать умерших. Это та единственная нить, которая связывает нас с душой человеком, давая нам утешение, а умершему — надежду на спасение.
Конечно, в сороковой день важно возносить сердечную молитву Господу о спасении души умершего.
О порядке поминовение усопшего в сороковой день вы можете почитать ниже.
По прошествии одного года:
О том, как помянуть умершего в годовщину можно почитать ниже. Важно молиться и вспоминать об умерших родственников не только в годовщины, но также и в ежедневной молитве на протяжении всей нашей жизни, ведь Господь слышит нас не только в «особые» памятные дни.
Можно ли поминать умершего раньше?
Да, поминать умершего можно раньше установленных поминальных дней.
В Церкви нет четких рамок и установок, когда молитва может считаться «сильнее», «действеннее». Никакая дата не делает нашу молитву особенно сильной. Церковь призывает сугубо молиться за умершего с момента его смерти и в течении сорока последующих дней. Это связано не с тем, что в эти сорок дней молитва какая-то более действенная, а с особенным периодом загробной жизни души: прохождением мытарств, восхождением к Богу на поклонение. В эти дни душе более всего необходима наша поддержка молитвой, милостыней и делами милосердия. И великая радость для души, если с первого дня отхождения в иную жизнь, близкие и родственники собираются в единой молитве о ее спасении. Поэтому наша молитва никогда не будет «лишней» или «неправильной» только потому, что была вознесена раньше третьего дня или других поминальных дней.
Поминать можно начинать и до отпевания, панихиды и других поминальных служб. В день смерти хорошо бы почитать канон «За единоумершего» или другое его название «Проследование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего начать читать Псалтирь по умершему у гроба или отдельно 17-ю кафизму.
Можно ли поминать умершего раньше похорон
Да, умершего можно поминать раньше похорон. Церковь не закрепляет молитву к определённым дням, но призывает нас сугубо молиться о наших умерших родственниках и друзьях со дня их преставления и в последующие сорок дней. Однако и после этих сорока дней продолжать возносить молитвы о спасении души и совершать милостыню в память о человеке.
Как можно помолиться келейно подробнее описано в предыдущем вопросе, главное, что нужно помнить — что молитва должна быть не по принуждению, а идти от сердца. В день смерти можно также заказать сорокоуст в храме или подать обедню (записку). Оба вида поминовения совершаются за Литургией, что является наиболее важной молитвой, которую только можно вознести к Богу за умершего. Хорошо, если в день похорон вы сможете позвать священника отпеть умершего или отслужить по нему панихиду.
Можно ли поминать умершего раньше 9 дней
Да, умершего можно поминать раньше девяти дней. Однако, на девятый день будет очень желательно отслужить панихиду или литию на могилке у умершего, подать обедню (записку) и келейно (дома) помолиться о спасении его души. Первые 40 дней очень важны для души, отошедшей к Богу, и наше молитвенное поминовение облегчает ее загробный путь: мытарства, искушения, частный суд и др.
Можно ли поминать умершего раньше сорока дней
Поминать умершего раньше 40 дней не считается грехом или ошибкой. Более того, до сорокового дня наша молитва особенно необходима душе, это самое действенная и самое важная помощь для ее спасения. Поэтому поминать можно и раньше 40 дней, но и не забывать помолиться о ней в сороковой день со дня кончины.
Можно ли поминать умершего раньше полугода
Да, поминать усопшего раньше полугода можно. И всегда благостно для души, если о ней не забывают после 40-го дня, но продолжают молиться и творить милостыню в память о ней.
Можно ли поминать умершего раньше годовщины
Да, умершего можно поминать раньше годовщины. Можно заказать обедню, отслужить панихиду или литию на могилке умершего. А также никогда не будет лишним почитать Псалтирь или отдельную 17-ю Кафизму.
Как помянуть умершего на кладбище
Когда мы говорим о поминовении на кладбище, то почему-то сразу представляем объедение или водку на столе у могилки. Конечно, общая трапеза является важным элементом поминовения. Никогда не будет лишним собраться с близкими и вспомнить умершего родственника добрым словом, рассказать самые теплые и важные моменты связанные с ним. Это хороший инструмент для утешения и поддерживания памяти об отошедшем от нас родственники. И на кладбище тоже можно совершить трапезу и тепло погрузиться в воспоминания о дорогом человеке. Не нужно при этом пить алкоголь или объедаться.
Однако, если мы говорим о душе человека, то самыми важными и полезными в деле ее спасения являются молитва и милостыня. Приходя на кладбище, мы, в первую очередь, хотим, чтобы душа умершего не чувствовала себя за пределами земной жизни одинокой, мы, словно, утешаем ее своим вниманием. И самыми важными и ценными утешениями для нее являются именно наше молитвенное единение и милостыня. Традиция оставлять еду на кладбище после трапезы сейчас обросла различными языческими верованиями — будто бы «там» человек может нуждаться в еде или в воде, а мы, будто, улучшаем условия его пребывания «там», или еда может каким-то образом «задобрить» Бога. Конечно, ничего общего с христианством это не имеет. Изначально еда оставлялась или раздавалась родственниками как милостыня нуждающимся. И в этой мотивации уже нет ничего языческого. К сожалению, иногда поминание едой на кладбище становится важнее молитвы. Конечно, такой подход Церковь не приветствует. Ни еда, ни водка, ни какие-то другие «особенные» гастрономические изыски никогда не заменят главного — молитвы и совершения добрых дел ради умершего.
На кладбище можно отслужить поминальные службы: литию и панихиду. Отслужить литию можно, пригласив священника. Если же священника сложно найти по разным причинам, то литию можно отслужить и самому. Литию по мирскому чину можно найти в расширенной версии молитвослова. Если вы хотите отслужить панихиду по умершему, то в этом случае все-таки нужно будет постараться найти священника.
Как правильно поминать умершего
В день смерти читается канон «За единоумершего» или другое его название «Проследование по исходе души от тела, читаемое мирянином». Этот текст легко можно найти в интернете. Читается он единожды — в день смерти. После канона можно начинать читать Псалтирь. Существует специальное издание Псалтири и молитв по усопшим. На Руси издревле распространена традиция чтения Неусыпаемой (Непрерывной) Псалтири с первого дня смерти. Неусыпаемой она называется потому, что непрерывно читается и днем, и ночью. Хорошо, если в чтении принимают участие все родственники и близкие умершего поочередно сменяя друг друга. Если такой возможности нет или вы по состоянию здоровья не можете сразу приступить к полноценному чтению Псалтири, то можно почитать отдельно 17-ю кафизму, в народе ее называют еще «поминальной». Чтение Псалтири по одной кафизме в день можно продолжать до сорокового дня.
Помимо этого, в день смерти можно подать заупокойный сорокоуст. Это литургическое поминовение усопшего в течении 40 дней после его смерти. Данное поминовение охватывает (если оно подано в день смерти) весь путь души с момента ее преставления и до частного суда. Важно помнить, что сорокоуст не должен становиться заменой нашей домашней молитвы за усопшего. Наша сугубая и искренняя молитва в первые сорок дней очень ценна для души умершего. Это не только проявление нашей любви к человеку, но и ходатайство перед Творцом, чтобы были прощены прегрешения усопшего и его душа обрела покой в Раю.
На третий день (в день похорон) обычно совершается чин отпевания. Это особое богослужение, в котором священник и присутствующие люди просят прощения грехов и упокоении души умершего в Царствие Небесном.
Существует также и другие формы поминовения умерших. Как пишет свт. Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, самое главное и важное поминовение умершего — это поминовение на Божественной Литургии. Чтобы нашего близкого человека помянули на Литургии, надо подать обедню — записку с его именем. Лучше всего это сделать накануне Литургии. Например, если служба в воскресенье, то лучше всего прийти на вечернее богослужение в субботу и подать обедню (записку), а в воскресенье прийти на Литургию и вместе со всеми помолиться о спасении души усопшего и прощении его грехов. Отличие от сорокуста заключается лишь в том, что обедня — это разовое поминовение усопшего, т. е. на одной Литургии, но это вовсе это не означает, что оно «слабее» и хуже. Важно, однако, помнить, что в записке (и в обедне, и в сорокоусте) должны быть указаны имена людей, которые были крещены. Также в записку не следуют включать самоубийц, раскольников, иноверцев. За них вы можете всегда помолиться келейно (дома).
Помимо поминовения дома и на Литургии, существует и специальные заупокойные богослужения: панихида и лития. Их обычно служат в поминальные дни: на третий, девятый и сороковой день, а так же в годовщины. Но это не строгое закрепление за датами. Вы можете отслужить и панихиду, и литию в любое время. Панихида служится священником как в храме, так и на могиле умершего. Лития — краткий чин панихиды — может совершаться на кладбище, в храме и дома. Совершать это богослужение могут и священники, и миряне. Найти проследования литии можно в расширенном молитвослове или в интернете под названием: «Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище».
Важно также не забывать поминать умершего в ежедневных молитвенных правилах, их можно найти в молитвослове.
У всех форм поминовения есть важная часть — наше искренность и сокрушение сердце. Молитва, исходящая от смиренного и сокрушенного сердца никогда не будет забыта Богом. Какую бы грешную и тяжелую жизнь не прожил умерший, мы всегда должны продолжать молиться за него, уповать на Божью милость и прощение его грехов. Наша молитва в деле его спасения никогда не будет «лишней» или «неправильной». Поэтому молитва, милостыня и совершение добрых дел ради умершего — это не профанация, а наиболее действенный способ изменить его посмертную участь.
Поминают ли умерших в пост
Поминовение во время Великого поста не запрещено Церковью. Келейное (домашнее) поминовение можно совершать в период всего поста, однако порядок литургического поминовения в этот период меняется. Дома можно почитать Псалтирь об умершем. Чтение псалтири прекращается лишь с четверга Страстной седмицы и до конца Светлой седмицы. С четверга Страстной седмицы, Церковь проживает самые трагические события — осуждение Спасителя на смерть, Крестные страдания и погребение Господа. Поэтому в эти важные дни лучше прийти в храм и помолиться — службы в эти дни совершенно особые по молитвам и по состоянию, их, конечно, лучше не пропускать.
Однако Церковь позаботилась о поминовении усопших сродников в период поста, установив три особых дня поминовения — суббота второй, третьей и четвертой недель Великого поста. Они называются родительскими. В эти дни Церковь призывает нас помянуть в общей молитве всех ушедших от нас в иной мир родных и близких православных христиан.
После субботней родительской заупокойной Божественной литургии служится общая панихида. Предшествует Литургии вечернее богослужение в пятницу, на котором служится парастас — это последование Великой панихиды.
Если вы хотите помянуть умерших в пост именно в храме, вы можете прийти на пятничное всенощное бдение и на Литургию Родительской субботы, подав записки на парастас и на панихиду.
Что нужно говорить, поминая умершего
Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего». На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры. Правда, в оригинальном греческом тексте фраза имеет, несколько, иное значение: «Не злословь умерших». Более поздняя вставка, базирующаяся на латинском переводе этого текста, добавляет: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды».
Что важно тут увидеть нам — современным людям? То, что, поминая умерших, нужно говорить искренне. Ведь ложь сразу станет ясна окружающим людям и это будет выглядеть фальшиво, нанесет родственникам и близким людям умершего боль. Поэтому если человеку предоставили возможность сказать что-то о покойном, стоит вспомнить его благодеяния, рассказать, что он сделал для него, его семьи.
Бывает так, что собирается большое количество людей, среди которых есть те, кто усопшего либо вообще не знал, либо очень плохо. Тогда разумнее вообще ничего не говорить. Однако, если родственники настаивают, то можно сказать, что будете за него молиться.
Наконец, бывает так, что про покойного нечего сказать, по каким-то причинам он запомнился близким людям лишь с негативной стороны. Православная Церковь учит нас смирению и любви к ближним и, особенно, к врагам. Поэтому если так случилось, что с усопшим были плохие отношения, то лучше просто помолиться о нем, исповедоваться, искренне забыть и отпустить все обиды. Это великая польза нашим душам, когда мы учимся прощать и молимся за обижающих нас. Поминая умершего в своих молитвах, мы должны в первую очередь быть искренними и честными перед Богом. Самая дорогая молитва Богу — это не та, что самая длинная, а та, которая исходит от истого и открытого сердца, пусть даже если она будет представлять из себя краткую форму молитву:
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Поэтому, первое, к чему мы должны стремиться в своих молитвах об умершем — это к открытости перед Богом.
Молитвы для поминовения усопшего
Когда мы сталкиваемся со смертью, будь то смерть близкого человека или даже совершенно незнакомого, первое, о чем мы задумываемся — как нам помочь душе усопшего? Пока мы живем на земле, мы способны приносить покаяние, причащаться Телом и Кровью Христа, творить добрые дела и возносить к Нему свои молитвы. После смерти эти великие дары и возможности исчезают и единственное на что может уповать душа усопшего — это на наши молитвы и дела, которые мы творим в память о ней.
В Церкви имеется немало молитв на поминовение усопшего. Если мы откроем утренние молитвы, то найдем в самом конце помянник с молитвами как о живых, так и об усопших. Их можно и нужно читать каждый день. Это тот минимум молитвенного правила, которое мы можем совершать на протяжении всей своей жизни. Непрестанно, изо дня в день молиться об усопших наших братьях и сестер.
Также существует традиция поминовения Псалтирью. В Русской Православной Церкви издана особая редакция Псалтири, в которую включены заупокойные молитвы. В день смерти можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего приступить к чтению Псалтири. Хорошо, если она читается на протяжении сорока дней по одной кафизме в день. Это великое и незаменимое утешение для усопшей души.
На третий, девятый и сороковой день, а так же в годовщины упокоения можно также читать Псалтирь или, если не позволяют обстоятельства, отдельно 17-ю кафизму.