Тридцатого декабря Церковь чтит память святых пророка Даниила, Анании, Азарии и Мисаила. Каждый православный христианин, готовясь к святому Причастию Божественных Таин помнит эту песнь из последования ко Причастию: «…Телу златому премудрые дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламени возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва…»
Песнь эта посвящена святым отрокам Анании, Азарии и Мисаилу отказавшихся поклоняться идолу языческому – золотому тельцу, изваянному по приказу нечестивого царя вавилонского Навуходоносора. И хотя дело было за шестьсот лет до Рождества Христова, имя язычника царя до сих пор у русских людей является нарицательным. Скорее всего, это имя так бы и затерялось в анналах истории, если бы в судьбе тирана не было бы встречи со святыми отроками Ананией, Азарием, Мисаилом и пророком Даниилом. Святые отроки были вывезены из Иерусалима в Вавилон в детском возрасте насильственно, вместе с многими иудеями среди которых был царь иудейский Иоаким, и множество знатных иудеев. Произошло это в 605-м году. Вместе со всеми, был угнан в Вавилон и будущий пророк Даниил, которому на тот момент было всего восемь лет. Всем четверым были даны другие имена. Даниил стал Валтасаром, Анания – Седрахом, Мисаил – Мисахом, а Азария – Авденаго. Пророк Даниил и святые отроки, не были отданы в рабство, как их взрослые соплеменники. Оставленные при дворе, они, по коварным замыслам злобного царя должны были вырасти в языческих жрецов, но Богу сия мерзость была не угодна, с тем, что бы повзрослевшие отроки послужили примером уничижения и посрамления язычества. При желании, все четверо могли бы обеспечить себе безбедную, сытую жизнь при дворе Навуходоносора, но, святые отроки не отступали от учения, завещанного иудеям пророком царём Давидом: вера в Бога, творца вселенной, есть истинная вера. Они отказывались принимать изысканные блюда, подаваемые им с царского стола. Основной их пищей, были овощи и вода. Постом и молитвой укрепляли отроки дух и тело и выглядели гораздо здоровее других сверстников, принимавших обильную и сытную для тела пищу. Четыре отрока, хотя они должны были есть еду с царского стола, не стали осквернять себя ею. Обеспокоенный начальник евнухов через некоторое время убедился, что всё равно юноши оказываются крепче и красивее прочих, кто ел царскую еду. Через три года они предстали перед царём, и он убедился в их превосходстве перед остальными: «о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его». Так, отроки приближенные царём, безоговорочно заняли место при дворе. Господь наделил четырех благочестивых отроков столь великой мудростью и разумением, что они вскоре превзошли всех мудрецов и волхвов Вавилонского царства. К тому же Даниил получил от Бога дар толкования снов и видений.
По прошествии трех лет, царь Навуходоносор увидел сон, порадовавший его. Во сне нечестивому царю привиделся огромный истукан – колосс на глиняных ногах. Языческий царь истолковал его по своему, решив, что подобный истукан, олицетворяет его идолопоклонничество, а сон, как знак добрый знак свыше. При этом, ободрённый видением царь, приказал своим мудрецам рассказать им о значении сна, не говоря им, что он увидел, видимо желая проверить их в деле. Поскольку вавилонские мудрецы и прорицатели не сумели ничего сказать вразумительного, он приказал предать их всех смерти, включая и юных израильтян. Тогда по молитве Даниила и его товарищей Господь открыл ему тайну царского сна. Рассказав Навуходоносору о том, что тот увидел во сне, Даниил, утаил при этом значение сна, судя по которому колосс на глиняных ногах обречён на сокрушение, а неправедная вера идолопоклонческая будет попрана. Своим рассказом пророк Даниил снискал у нечестивого правителя большое доверие. В результате заблуждающийся царь поставил Даниила «над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими», а трое его друзей были поставлены «над делами страны Вавилонской».
Авторитет святого пророка Даниила, еще более возрос в глазах царя и всего народа после того, как он сумел изобличить во лжи двух нечестивых старейшин, обвинивших в прелюбодеянии прекрасную иудейку Сусанну за то, что та отвергла их самих.
Третья глава «Книги пророка Даниила» написанная пророком позже, содержит непосредственный рассказ о прославившем отроков чуде. Создав золотого истукана в виде его самого, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Трое святых отроков иудеев не сделали этого, так как это было противно их вере, о чём их враги незамедлительно донесли царю. Навуходоносор ещё раз приказал им поклониться идолу, но Анания, Мисаил и Азария отказались, заявив: «Бог наш, Которому мы служим, силён спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит». После чего Навуходоносор отдал приказ об их казни, и юношей бросили в жарко истопленную печь.
«…И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали святых отроков в пламя. А сии три мужа, Анания, Азария и Мисаил, упали в раскалённую огнём печь связанные. И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, всехвально и прославлено имя Твоё вовеки…».
А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошёл в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога.
Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был Архангел Михаил. После явления ангела отроки «как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога». Текст «Славословия трёх юношей» также приводится в третьей главе «Книги пророка Даниила».
Навуходоносор, изумлённо рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, приближённые царя убедились, «что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них». После чего Навуходоносор, изумлённый властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, воздал Ему хвалу: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго», — снова возвысил этих трёх иудеев и возвестил «всем народам, племенам и языкам» о знамениях и чудесах Всевышнего Бога. На этом рассказ о трёх отроках в «Книге пророка Даниила» заканчивается. Заканчивая краткую историю святых Даниила, Анании, Азарии и Мисаила, необходимо сказать и подвиге пророка Даниила, смело проповедовавшему слово Божие среди язычников, подданных царя вавилонского. Тиран приказал бросить св. пророка в яму с голодными львами и пришёл посмотреть на страшную гибель Даниила. Не было предела удивлению царя, когда вопреки ожиданиям голодные и разъярённые львы не только не набросились на беззащитную жертву, но и легли у ног его, позволяя гладить себя.
Таким образом, история обращения язычника царя в последователя истинного учения в Бога, имевшая место быть более чем две с половиной тысячи лет тому назад, дошла до нас, укрепляя веру, на сегодняшний день – Православную. Согласно преданию, пророк Даниил и святые Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости, сохраняя истинную веру.