Девятого ноября 2023 года Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца — автора первой дошедшей до нас русской хроники.
Кто такой Нестор Летописец?
Нестор родился в Киеве в XI веке. В 17 лет юноша начал обучение в Киево-Печерской обители, позже там же был пострижен в монахи, а потом посвящен в иеродиаконы. В 1091 году, когда было решено перенести мощи преподобного Феодосия Печерского, скончавшегося в 1074 году, из пещеры в церковь, Нестор участвовал в открытии мощей и, согласно житию, лично вынес их из пещеры. Нестор занимался составлением жизнеописаний киевских и печерских угодников. Сохранились житие преподобного Феодосия Печерского и «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба». Но самое главное — Нестор создал наиболее ранний из древнерусских летописных сводов «Повесть временных лет». В самом тексте «Повести временных лет» упоминается ее безымянный автор — некий черноризец Печерского монастыря. И только в списке «Повести…», найденном в 1809 году, есть имя Нестора. Также его имя как автора летописи несколько раз упоминается в сочинениях жившего в XIII веке печерского инока Поликарпа.
Мощи святого находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Память преподобного чтится не только православными, но и входит в список святых Римско-католической церкви.
Мысли святого Феофана Затворника
«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк.11:21–22). Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душою такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде.
Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидали бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.
Притча дня
К знаменитому подвижнику пришел начинающий монах, прося указать ему путь совершенства.
— Этою ночью, — сказал старец, — ступай на кладбище и до утра восхваляй погребенных там покойников, а потом приди и скажи мне, как они примут твои хвалы.
На другой день монах возвращается с кладбища:
— Исполнил я твое приказание, отче! Всю ночь громким голосом восхвалял я этих покойников, величал их святыми, преблаженными отцами, великими праведниками и угодниками Божиими, светильниками вселенной, кладезями премудрости, солью земли; приписал им все добродетели, о каких только читал в Священном Писании и в эллинских книгах.
— Ну, что же? Как выразили они тебе свое удовольствие?
— Никак, отче: все время хранили молчание, ни единого слова я от них не услыхал.
— Это весьма удивительно, — сказал старец, — но вот что ты сделай: этой ночью ступай туда опять и ругай их до утра, как только можешь сильнее. Тут уж они наверно заговорят.
На следующий день монах опять возвратился с отчетом:
— Всячески поносил я их и позорил, называл псами нечистыми, сосудами дьявольскими, богоотступниками; приравнивал их ко всем злодеям из Ветхого и Нового завета от Каина-братоубийцы до Иуды-предателя.
— Ну что же? Как же ты спасся от их гнева?
— Никак, отче! Они все время безмолвствовали. Я даже ухо прикладывал к могилам, но никто и не пошевельнулся.
— Вот видишь, — сказал старец, — ты поднялся на первую ступень ангельского жития, которая есть послушание. Вершины же этого жития на земле достигнешь лишь тогда, когда будешь так же равнодушен и к похвалам, и к обидам, как эти мертвецы.
Основы православия
Мужи апостольские
Мужи апостольские – это представители второго поколения христиан, люди, лично знавшие апостолов, нередко – их ближайшие сотрудники и ученики. Их труды являются бесценным свидетельством жизни и учения ранней Церкви, а многие из них пользовались (и пользуются) в Церкви авторитетом, уступающим только авторитету Св. Писания.
Они находятся в числе первых восприемников и передатчиков Апостольского Предания.
К числу Мужей апостольских относятся Ап. Варнава, Св. Дионисий Ареопагит, Св. Климент Римский, Св. Игнатий Богоносец, Св. Поликарп, епископ Смирнский, св.Ерм, соработник св.Апостола Павла, Св. Папий, епископ Иерапольский.
Практический совет
Как научиться милосердию?
Святитель Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше (и даже с лишением себя); и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».
Если у Вас нет нуждающихся ближних и в храме все обеспечены, то по запросу «Куда сдать ненужные вещи» вы легко найдёте в интернете пункты их приёма.
Есть такой духовный закон: Если человек искренне делится, то в той или иной форме и в то или иное время заметит и обильную помощь от Бога (Притч.19:17).
Некоторые считают, что как только разбогатеют, так и будут помогать. Практика же говорит — чем больше человек собирает, не жертвуя, тем тяжелее ему потом делиться с нуждающимися.
Что касается того, сколько дать в каждом конкретном случае, Христос оставил на наше рассуждение. Однако в притче о бедной вдове (Мк.12:41-44) Христос показал нам, что важнее не сколько человек жертвует, а сколько у него остаётся после этой жертвы.