Девятого ноября 2023 года Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца — автора первой дошедшей до нас русской хроники.

Кто такой Нестор Летописец?

Нестор родился в Киеве в XI веке. В 17 лет юноша начал обучение в Киево-Печерской обители, позже там же был пострижен в монахи, а потом посвящен в иеродиаконы. В 1091 году, когда было решено перенести мощи преподобного Феодосия Печерского, скончавшегося в 1074 году, из пещеры в церковь, Нестор участвовал в открытии мощей и, согласно житию, лично вынес их из пещеры. Нестор занимался составлением жизнеописаний киевских и печерских угодников. Сохранились житие преподобного Феодосия Печерского и «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба». Но самое главное — Нестор создал наиболее ранний из древнерусских летописных сводов «Повесть временных лет». В самом тексте «Повести временных лет» упоминается ее безымянный автор — некий черноризец Печерского монастыря. И только в списке «Повести…», найденном в 1809 году, есть имя Нестора. Также его имя как автора летописи несколько раз упоминается в сочинениях жившего в XIII веке печерского инока Поликарпа.

Мощи святого находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Память преподобного чтится не только православными, но и входит в список святых Римско-католической церкви.

Мысли святого Феофана Затворника

Феофан

(1Сол.2:9–14Лк.11:14–23)

«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк.11:21–22). Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душою такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде.

Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидали бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.

Притча дня

К знаменитому подвижнику пришел начинающий монах, прося указать ему путь совершенства.

— Этою ночью, — сказал старец, — ступай на кладбище и до утра восхваляй погребенных там покойников, а потом приди и скажи мне, как они примут твои хвалы.

На другой день монах возвращается с кладбища:
— Исполнил я твое приказание, отче! Всю ночь громким голосом восхвалял я этих покойников, величал их святыми, преблаженными отцами, великими праведниками и угодниками Божиими, светильниками вселенной, кладезями премудрости, солью земли; приписал им все добродетели, о каких только читал в Священном Писании и в эллинских книгах.

— Ну, что же? Как выразили они тебе свое удовольствие?

— Никак, отче: все время хранили молчание, ни единого слова я от них не услыхал.

— Это весьма удивительно, — сказал старец, — но вот что ты сделай: этой ночью ступай туда опять и ругай их до утра, как только можешь сильнее. Тут уж они наверно заговорят.

На следующий день монах опять возвратился с отчетом:
— Всячески поносил я их и позорил, называл псами нечистыми, сосудами дьявольскими, богоотступниками; приравнивал их ко всем злодеям из Ветхого и Нового завета от Каина-братоубийцы до Иуды-предателя.

— Ну что же? Как же ты спасся от их гнева?

— Никак, отче! Они все время безмолвствовали. Я даже ухо прикладывал к могилам, но никто и не пошевельнулся.

— Вот видишь, — сказал старец, — ты поднялся на первую ступень ангельского жития, которая есть послушание. Вершины же этого жития на земле достигнешь лишь тогда, когда будешь так же равнодушен и к похвалам, и к обидам, как эти мертвецы.

Иконописное изображение Апостольских Мужей

Основы православия

 Мужи апостольские

Мужи апостольские – это представители второго поколения христиан, люди, лично знавшие апостолов, нередко – их ближайшие сотрудники и ученики. Их труды являются бесценным свидетельством жизни и учения ранней Церкви, а многие из них пользовались (и пользуются) в Церкви авторитетом, уступающим только авторитету Св. Писания.

Они находятся в числе первых восприемников и передатчиков Апостольского Предания.

К числу Мужей апостольских относятся Ап. ВарнаваСв. Дионисий АреопагитСв. Климент РимскийСв. Игнатий БогоносецСв. Поликарп, епископ Смирнскийсв.Ерм, соработник св.Апостола ПавлаСв. Папий, епископ Иерапольский.

Практический совет

Как научиться милосердию?

Святитель Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше (и даже с лишением себя); и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».

Если у Вас нет нуждающихся ближних и в храме все обеспечены, то по запросу «Куда сдать ненужные вещи» вы легко найдёте в интернете пункты их приёма.

Есть такой духовный закон: Если человек искренне делится, то в той или иной форме и в то или иное время заметит и обильную помощь от Бога (Притч.19:17).

Некоторые считают, что как только разбогатеют, так и будут помогать. Практика же говорит — чем больше человек собирает, не жертвуя, тем тяжелее ему потом делиться с нуждающимися.

Что касается того, сколько дать в каждом конкретном случае, Христос оставил на наше рассуждение. Однако в притче о бедной вдове (Мк.12:41-44) Христос показал нам, что важнее не сколько человек жертвует, а сколько у него остаётся после этой жертвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *