Тринадцатого сентября — Положение честного пояса Пресвятой Богородицы
Годичный круг великих (двунадесятых) православных праздников начинается и замыкается торжествами, посвященными Пресвятой Богородице: от ее Рождества — через Покров, Введение и Благовещение — до Успения. И последний день церковного года — тринадцатого сентября (31-го августа по старому стилю) — тоже посвящен Божией Матери: в этот день Церковь отмечает праздник с загадочным для современного человека названием — Положение честного пояса Пресвятой Богородицы.
Первые поколения христиан не нуждались в реликвиях. Они не сохранили даже Крест Господень и никак особо не почитали святыни Иерусалима. И когда в 70-м году, во время Первой Иудейской войны, возникла реальная опасность, христиане просто переселились в другие места.
А ортодоксальные иудеи остались в городе — потому что это был город Храма, и их отношение к святости этого места было другим.
Впрочем, почитание святынь закреплено в самом библейском тексте. Хотя изначально почитание Бога не требовало предметной формы. Но когда Моисей спустился с Синая со скрижалями Завета, он увидел, что весь народ, за исключением рода Левия, впал в грех идолопоклонства, заменив «беспредметного» Бога золотым тельцом. И тогда пророк снова поднялся на гору, и Господь, снизойдя к слабости человеческой, «опредметил» культ — раз люди на данном этапе не готовы почитать Его без формы и привязки к чему-то конкретному, хотя бы к точке на карте.
Так появился Ковчег Завета, в который поместили сперва скрижали, потом жезл Аарона, потом сосуд с манной… А еще возникла священная скиния, которой даже касаться было нельзя никому, кроме левитов. И все это нужно было не Богу, а человеку.
И с христианскими реликвиями та же картина. Ведь и по Воскресении Христовом люди все еще ищут какой-то простой и понятной формы поклонения Тому, Кто не имеет формы. Хотя, конечно, ни одна реликвия не сравнится с Телом и Кровью Христовыми, преподающимся в каждом храме.
Странные праздники церковного календаря
По преданию, свои пояс и ризу Пресвятая Дева сама незадолго до своего успения отдала апостолу Фоме, а он потом передал эти реликвии на хранение двум иерусалимским вдовам. А при императоре Аркадии, правившем Византией в самом конце IV века, пояс в драгоценном ковчеге перевезли в Константинополь и торжественно установили в церкви. Ковчег был запечатан императорской печатью с датой — 31-го августа. И в честь этого события был установлен церковный праздник.
Есть в церковном календаре дни памяти святых. А есть дни памяти событий. Есть даже праздник, посвященный природному катаклизму: в день памяти великомученика Димитрия Солунского (восьмого ноября) Церковь вспоминает Константинопольское землетрясение 740-го года. Ему посвящено даже особое литургическое чтение, хотя землетрясений с тех пор было множество.
Вот так и с поясом Богородицы — почему-то запомнилось частное, казалось бы, событие. Правда, дочь Аркадия Пульхерия, сама впоследствии ставшая императрицей, по свидетельству историка Никифора Каллиста Ксанфопула, постановила «совершать ночные молитвы и процессию каждую среду», и сама всегда возглавляла шествие с горящей лампой в руке. А в VI веке Патриарх Тимофей I дополнил канон еще одной процессией — по пятницам — из Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, в Халкопратийский храм, где лежал ее пояс. Некоторые от этого совсем запутались и решили, что обе святыни хранятся вместе — во Влахерне: об этом упоминают и святой Андрей Критский, и Патриарх Евфимий, и многие русские паломники.
«Рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится тело»
Ковчег с реликвией несколько столетий никто не открывал, пока у императора Льва IV Мудрого не заболела жена. Перепробовав все возможные способы лечения, на нее решили возложить пояс Богородицы. Ковчег вскрыли. Пояс был в полной сохранности. По преданию, изложенному в Минологии Василия II (иллюстрированных рукописных житиях святых), «как только патриарх распростер его над царицей, тотчас она получила совершенное исцеление от недуга». После этого святыню положили обратно в ковчег и праздновать Положение пояса Богородицы стали с еще большей торжественностью.
В X веке реликвия была разделена на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (в Зугдиди) и на Кипре (в монастыре Троодитисса).
В Грузию святыню привезла в 1028-м году племянница императора Романа III Аргира, который выдал ее замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата. В начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, приняв российское подданство, прислала реликвию в дар императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. Она и сегодня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери.
Частицу пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых ее отбили болгары. Позже, в XIV веке, сербский князь Лазарь I Хребелянович подарил ее афонскому Ватопедскому монастырю. Там пояс разделили еще на две части: одну поместили в крест, другую — в ковчег и во время эпидемий выносили к народу.
***