Кто стал двенадцатым апостолом вместо Иуды? И что о нем известно
Единственный раз его имя упоминается в книге Деяния святых апостолов — исторической хронике создания Церкви и первых 30 лет ее существования. Но именно его из множества учеников выбрал Спаситель, чтобы заполнить пустоту, оставленную предательством Иуды. Почему?
Жребий брошен
После предательства Иуды Искариота, одного из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа, апостолы решили выбрать ему замену.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал: …надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян 1:15–26).
Иуда Искариот: предатель, а не исполнитель жребия
Обычай решать жребием спорные дела — то есть обращаться за решением напрямую к Богу — был тогда вообще широко распространен. Библия знает немало тому примеров: страна была поделена жребием между двенадцатью коленами Израилевыми; жребием были назначены города для священников и левитов; жребием решались наиболее сложные дела в суде.
Вот и Матфия, а не Варсаву избрали в круг двенадцати не «всеобщим голосованием», а по жребию. Да и кто, кроме Бога, знает, кому какой крест по силам?
Почему апостолов двенадцать
В Ветхом Завете число двенадцать означало полноту избранного Богом народа, по числу колен Израиля — еврейских родовых общин, произошедших от двенадцати сыновей Иакова.
Правда, во времена Христа из двенадцати родов осталось всего два и немного евреев из третьего. Остальные исчезли или ассимилировались после распада царства Соломона (XVIII век до н. э.). И иудеи ждали Мессию, который восстановит народ Божий.
И Он восстановил. Только совсем не так, как они думали. Иудеи верили, что восстановление колен Израилевых произойдет в последние времена. Избрав двенадцать апостолов, Христос показал, что эта эра наступила. Но это не ветхий Израиль, а новый.
Рожденный в Вифлееме
О жизни апостола Матфия известно мало. Возможно еще и потому, что из-за схожести имен его часто путали с евангелистом Матфеем, и даже в разных редакциях одного и того же текста — например, апокрифических «Деяний Андрея и Матфия», — имя его написано по-разному.
Этот Матфий из колена Иудина родился в Вифлееме и с раннего детства изучал в Иерусалиме Закон Божий под руководством Симеона Богоприимца.
Но Вифлеем — это не просто маленький городок в 8 километрах от Иерусалима. Там родился царь Давид, там Иаков похоронил Рахиль, а пророк Михей, несмотря на то, что в его время Вифлеем был и вовсе деревней, предсказал, что именно в нем родится Мессия. И через семь столетий туда пришли Иосиф и Мария, чтобы принять участие в проводившейся римлянами переписи населения. И родился Иисус.
А еще через 30 лет, услышав Его первые проповеди, Матфий не просто поверил тому, что Он говорил, но и пошел за Ним, стал Его учеником.
Загадочный город Мирмидон
Апокрифические «Деяния Андрея» — самый древний апостольский акт, рассказывающий об апостоле Матфии. Именно в нем говорится о том, как апостолы бросали жребий, кому в какую землю идти на проповедь. Матфию достались Парфия (Иран) и загадочный город Мирминда.
К сожалению, оригинальный текст этих «Деяний» до нас не дошел. Последний христианский писатель, державший его в руках в VI веке, епископ Григорий Турский, начинает свою «Книгу о чудесах блаженного апостола Андрея» с рассказа о том, как апостол Матфий «провозглашал слово спасения в городе Мирмидоне» и за это попал в темницу, из которой его вызволил апостол Андрей, сам чуть не поплатившийся за это жизнью.
Где находился этот загадочный город Мирмидон, или Мирминда? Ученые до сих пор спорят.
Бывал ли апостол Матфий на Черном море
В Писании нет указаний на возраст Матфия. Но если учесть, что он был учеником преподобного Симеона Богоприимца (значит, уже тогда ему было лет 20), а тот скончался вскоре после встречи с Младенцем Иисусом, то ко времени избрания в число двенадцати апостолов ему было за 50. То есть Матфий был лет на 15–20 старше остальных. Кроме того, он был единственным из двенадцати, имевшим разностороннее фарисейское образование. Ходил ли он далеко на юг? Сомнительно: возраст все-таки.
А вот что касается путешествия в Македонию, то ничего невозможного в этом нет — Матфий вполне мог помогать апостолу Павлу, впервые посетившему Македонию осенью 49 года и создавшему там первые в Европе христианские общины.
Как путешествовали святые
Что же касается рассказа в том, что миссионерские труды довели апостола Матфия до берегов Черного (Понтийского в то время) моря, то это, скорее всего, благочестивая легенда. Во всяком случае, местные предания об этом молчат. Хотя с уверенностью в деталях рассказывают о пребывании в тех местах апостола Андрея Первозванного и его восхождении к Киевским горам. И о том, как в городе Албаке (нынешний Баку) на западном берегу Каспийского моря был распят на кресте апостол Варфоломей. И о том, как в Абхазии погиб апостол Симон Кананит. А недалеко от Еревана есть древний монастырь Айриванк, получивший в народе название «Монастырь Копья»: в середине I века эту священную реликвию, копье сотника Лонгина, которым был пронзен бок распятого на Голгофе Христа, принес туда апостол Фаддей. А о Матфии нигде ни слова.
Дважды казненный
В ранней христианской Церкви была известна книга под названием «Предания Матфия». О ней в III веке вполне уважительно упоминал знаменитый богослов Климент Алексаднрийский, отнюдь не считавший ее еретической. Но и она, как и «Деяния Андрея», до нас не дошла.
По церковному преданию, апостол Матфий много раз оказывался на волосок от смерти и окончил жизнь мучеником. Около 63 года, когда, согласно житию, он вернулся в Иудею, первосвященником был Анан. Это при нем и с его ведома сбросили с церковной кровли апостола Иакова, сводного брата Христа и первого Иерусалимского епископа. И по его же приказу был схвачен и приведен в Иерусалим апостол Матфий. Первосвященник собрал синедрион, на котором апостола осудили на «побиение камнями». И хотя в то время такая казнь была уже запрещена римскими властями как варварство, приговор привели в исполнение. А потом — на всякий случай — по римскому обычаю отсекли ему голову в знак того, что он якобы был противником кесаря.
Эта глава потом долго хранилась в Константинополе, в храме Святых Апостолов — еще в 1200 году ее видел там новгородский паломник Добрыня Андрейкович, будущий архиепископ Антоний.
А мощи апостола Матфия, по преданию, обретенные матерью императора Константина Великого императрицей Еленой, по сей день хранятся в Германии, в Трире, в аббатстве святого Матфия.
Цена избранничества
почти все апостолы окончили жизнь мученически. Но удивительно другое — они и жили как ежедневно умирающие (1 Кор 15:31). Их отношение к смерти апостол Павел объяснил в письме Филиппийцам: …Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. …имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп 1:21, 23).
Кто в силах жить, не снижая такой высокой планки? Да никто! Это не выбор человека. На апостольское служение может поставить только Сам Бог: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (Ин 15:16).
Но Господь не избирает тех, кто не готов избрать Его, иначе в этом избрании была бы какая-то несправедливость. И жизнь апостола Матфия — пример того, что способность откликнуться на этот призыв не зависит ни от возраста, ни от образования.
Апостол Павел предупреждал, что желающие следовать за Христом не будут жить счастливо и беззаботно. И Сам Спаситель неоднократно говорил, что следование Его заповедям неизбежно связанно со скорбями. Но все дело в том, что для откликнувшегося, жизнь без Христа гораздо страшнее смерти. Потому что нет в этом мире каких-то разных жизней, есть только одна настоящая жизнь — жизнь с Богом. Все остальное — суррогат.