Пятого августа православная Церковь празднует память иконы пресвятой Богородицы Всех скорбящих радость
Рассказываем историю этой иконы.
В 1711 году, когда царская резиденция была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, царевна Наталья Алексеевна, благоговейно почитавшая чудотворную икону «Всех скорбящих Радость», сделала с нее список (копию) и перевезла в числе прочих реликвий в Санкт-Петербург.
В Петербурге икона стала одной из главных святынь, с нее делали многочисленные списки. На петербургском образе Божия Матерь изображалась в полный рост без Божественного Младенца. Левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя. Голова Богородицы покрыта белым покрывалом, верхняя одежда темно-синего цвета, а нижняя — темно-красного; сзади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских деревьев. Богородицу окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, и посланные для утешения их Ангелы, указывающие на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. На свитках — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери: «нагим одеяние», «больным исцеление». Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие. Один из таких списков из часовни у Стеклянного завода прославился в 1888 году.
Пятого августа (23 июля по ст. стилю) 1888 года над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни при Стеклянном заводе за Невской заставой. Она «обожгла стены и большую часть икон и образовала пламя». Часовня сгорела. А когда разобрали завалы, увидели, что икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости чудесным образом уцелела. А Образ, до того времени с потемневшим от копоти ликом, обновился и просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, обгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее одна монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия.
Уже на следующий день к часовне начало стекаться множество богомольцев, стали распространяться известия о чудесных исцелениях от иконы (одним из первых чудес было исцеление расслабленного крестьянина, несколько лет не покидавшего постели). В Петербург стали прибывать сотни паломников помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Из истории чудотворной иконы Всех скорбящих радость
Около 1710—1711 года царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I), переезжая вместе со двором в Санкт-Петербург, вывезла икону «Всех скорбящих Радость» из церкви Преображения на Ордынке. Все справочники по богородичным иконам по этому пункту расходятся во мнениях: некоторые считают, что она увезла список, другие — что список был оставлен в Москве вместо оригинала. В любом случае, обе иконы, московская и петербургская, равно почитались как чудотворные. Сообщается, что эта икона была в рядах русских войск в Прусском походе 1711 года.
Икона, привезённая царевной в Петербург, была украшена окладом и поставлена в домовой церкви Воскресения Христова при её дворце за Литейным двором на Шпалерной улице. Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. В 1713 году при дворце была устроена богадельня, к ней после смерти царевны в 1716 году приписали её домовой храм. Императрица Екатерина II также почитала икону и в 1768 году во время эпидемии оспы ходила к ней на богомолье перед тем, как сделать прививку от этой болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. При Екатерине II был создан также новый оклад для иконы. В 1817—1818 годах по проекту архитектора Л. Руски церковь полностью перестроили, и икону установили в особой нише справа от иконостаса.
Список иконы был выполнен на кипарисной доске размером 69,0 × 51,2 см. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцев изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом. В него поместили мощи многих святых и после торжественного освящения 3 августа, совершённого митрополитом Григорием (Постниковым), возложили на икону.
В храме также находилось три копии, сделанных со списка царевны, ни одна из которых не сохранилась:
- первая точно повторяла иконографию списка царевны и была украшена окладом, сделанным ещё при царевне Наталии Алексеевне. В 1847 году её без оклада передали в полоцкий Спасо-Ефросиниевский монастырь, а в храме поместили её копию работы П. М. Шамшина.