Первого августа православная Церковь чтит память великого молитвенника Российского преподобного Серафима Саровского. Деяния святого угодника Божиего Серафима не подлежат полному описанию, настолько изобильно подаются они молящимся и страждущим, как это было при земной жизни святого, так и по его отшествию в Небесные Обители.
В известной книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые Святые» есть удивительный рассказ «Свеча», о пророчестве св. Серафима, которое было предсказано им еще при жизни, а исполнилось уже в наши дни, более чем через сто шестьдесят лет. Однажды, еще при жизни великий подвижник передал обычную церковную свечу сестрам насельницам Дивеевского монастыря со словами: «Одна из вас с этой свечой будет встречать моё тело — его перенесут и упокоят в Дивееве. Ведь я мощами своими не буду лежать в Сарове, а перейду к вам, в Дивеево…»
Эта свеча, передаваемая из рук в руки несколькими поколениями оставшихся в живых бывших дивеевских монахинь, в конце концов осталась у последней из них — старицы схимонахини Маргариты. Последняя из того поколения монахинь Маргарита получила эту свечу в 1927-м году от блаженной Марьи, которая передала пророческое наставление святого Серафима Саровского, сказав, что последняя оставшаяся в живых из собравшихся здесь сестёр, от лица всех монахинь — почивших, умученных, убитых, но оставшихся верными Господу Богу — будет встречать в Дивееве мощи преподобного святого Серафима вот с этой самой свечой. Пророчество святого сбылось, и схимонахиня Маргарита встречала обретенные мощи великого святого, как он и предрекал, с этой свечой в руках, в дверях Дивеевского храма в 1991-м году.
Краткое житие св. Серафима
Серафим Саровский родился 30 июля 1754 года (по другим источникам — в 1759 году) в Курске. Имя при рождении — Прохор Исидорович Мошнин. Отцом будущего преподобного был купец Исидор Иванович Мошнин, мать — Агафья Фотиевна. Прохор рано потерял отца (покинул этот мир в 1760 г.).
Уже в юном возрасте с ним происходили настоящие чудеса. В семь лет он упал с колокольни Сергиево-Казанского собора. Его падение пришлось на место, покрытое обломками кирпичей и строительным мусором, так как собор в то время только строился. Очевидцы падения решили, что мальчик уже не жив, но, к удивлению, мальчик остался невредим. Строителями храма были как раз родители Серафима Саровского, а место падения сегодня помечено специальным знаком.
Следующее примечательное событие произошло с Прохором в 10 лет, когда он тяжело заболел. Тогда он увидел Божию Матерь во сне, которая сказала, что исцелит его. Чудесное исцеление произошло во время крестного хода. Мать вынесла сына, когда мимо их дома проносили икону Знамения Пресвятой Богородицы. Прохор приложился к иконе, и с той поры стал быстро поправляться.
В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. Здесь его благословила старица Досифея Киевская (православная святая, почитаемая в лике преподобных). Она же указала ему и на мужской монастырь Саровская пустынь (Тамбовская губерния), где ему было суждено принять послушание и постриг. В 1778 году он стал послушником Саровской пустыни у старца Иосифа.
Спустя два года его поразила неизвестная болезнь, в результате которой всё его тело распухло. Никто не мог определить причину того, что с ним случилось, и в таком состоянии он находился на протяжении трёх долгих лет. Однако Серафим не пал духом, а только лишь окреп в своей вере.Имя Серафим и монашество принял в 1786 году. Тогда он стал иеродиаконом. В 1793 году стал иеромонахом.
Спустя год после рукоположения в иеромонахи, ушёл из монастыря и стал жить в пяти километрах от него, в полном уединении. Здесь он поставил келью, зимой и летом ходил в одной и той же одежде, самостоятельно добывал себе пропитание, молился, постился, изучал священные христианские книги. Здесь же он построил пчельник, посадил огород.
Во время его жизни в уединении необходимо отметить несколько особо примечательных событий. Так, например, известно, что на протяжении нескольких лет он питался только травой снытью. 1000 дней и ночей провёл на каменном валуне, совершив подвиг столпничества — непрерывная молитва на «столпе», которым в данном случае стал каменный валун.
Серафим Саровский подкармливал лесных зверей. По свидетельствам очевидцев, к нему приходил даже медведь, которого он кормил с рук хлебом.
Однажды на Серафима Саровского обратили внимание лихие люди. Разбойники посчитали, что раз к Серафиму приходят богатые и знатные посетители, в его келье можно найти много добра. Преступники нашли его в лесу во время молитвы, стали избивать, проломили голову обухом топора, после чего он остался навсегда сгорбленным. В келье разбойники ничего не обнаружили и скрылись, но вскоре их разыскали. Серафим простил своих обидчиков и потребовал, чтобы их не наказывали, так с ними и поступили.
С 1807 года преподобный Серафим принял на себя новое испытание. На этот раз он ушёл в иноческий подвиг молчания. Спустя три года, вернулся в монастырь, но и здесь старался ни с кем не встречаться, ушёл в уединение в постоянной молитве, стал затворником. Так он провёл свою жизнь до 1825 года.
После всех испытаний и подвигов стал обладать даром исцеления и особой прозорливостью. Его стали посещать знатные люди, среди которых был даже император Александр I Павлович. Ко всем, кто его посещал, он обращался «Радость моя!».Серафим Саровский стал основателем Дивеевской женской обители (Серафимо-Дивеевский монастырь) в Нижегородской области.
Скончался в Саровском монастыре, в возрасте 78 лет. Произошло это 14 января 1833 года.
Правило Серафима Саровского
Молитвенное правило, которое преподавал Серафим Саровский, выглядит следующим образом:
- Пробудившись ото сна, встать перед иконами и прочитать:
- В честь Пресвятой Троицы трижды «Отче наш»
- Трижды песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся»
- Один раз «Символ веры»
- До обеда: Во время дневной работы, пути, каких-либо дел, тихо читать молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)». В том случае, если человека окружают другие люди, читают в уме «Господи помилуй».
- Перед обедом повторить утреннее правило.
- После обеда, во время работы, дел, пути тихо читать «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)».
- Перед сном вновь совершить утреннее правило. Оградить себя крестным знамением и отойти ко сну.