В пятницу 24-го июня Православная Церковь чтит память Собора святых, в том числе в земле Сибирской просиявших
С присоединением в семнадцатом веке Сибири к России, началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии.
Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры.
В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества.
В 1984 году по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715).
10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых.
На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской патриархии.
Список Сибирских Святых
Святитель Павел Тобольский, митрополит
Блаженная До́мна Томская, старица, Христа ради юродивая
Святитель Филофе́й (в схиме Фео́дор) Тобольский, митрополит
Праведный Фео́дор Кузьмич Томский, Сибирский, старец
Праведный Стефа́н Омский, Сибирский, пресвитер
Преподобный Сине́сий Иркутский, архимандрит
Преподобный Мисаи́л Абалакский, иеромонах
Преподобный Аре́фа (Катаргин), Верхотурский, архимандрит
Преподобный Андре́й Рафаиловский, Тобольский, игумен
Праведный Петр Томский, отрок
Преподобный Далма́т Исетский, Пермский
Мученик Васи́лий Мангазейский
Святитель Инноке́нтий Московский (Вениаминов), митрополит
Святитель Некта́рий Тобольский (Теляшин), архиепископ
Праведный Симео́н Верхотурский (Меркушинский)
Святитель Варлаа́м Тобольский, архиепископ
Святитель Симео́н Смоленский (Молюков), митрополит
Преподобный Дании́л Ачинский
Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский, архимандрит
Сегодня мы расскажем о блаженной старице Домне, одной из сонма святых, просиявших в земле Сибирской и посвятившей свою жизнь подвигу юродства ради Господа нашего Иисуса Христа
Домна Карповна (Слепченко), Томская (нач. XIX в. — 1872), блаженная старица.
Родилась в начале XIX века в дворянской семье в Полтавщине. Рано осиротев, жила и воспитывалась в доме своей тетки. Получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости была красивой девушкой и к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали в Полтаве. По решению суда под именем Марии Слепченко она была сослана в Сибирь, в Каинский округ.
Поселившись в Томске, она и восприняла на себя подвиг юродства. Постоянного жилища не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. В узлах этих были некуда не годные тряпки, старое мочало, веревки, ремни, обувь, битые стекла, камни, опилки и многое другое. Сверху этих узлов навешено было много мешочков – с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами, кислой капустой и т.д. Все это имело весьма внушительный вес, который сопровождал Домну Карповну всю ее жизнь. Домна часто перебирала их вместо четок, таким образом скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву. Когда сердобольные люди в трескучие морозы дарили ей шубу, она с благодарностью принимала, но через несколько часов отдавала её другому бедняку, продолжая страдать от мороза.
Домна делала вид, что не любит нищих, и весьма редко кто видел ее им помогающей, но между тем собирать всякую ветошь и вообще все ненужные вещи она очень любила и заставляла своих знакомых беречь все это, непременно в ящиках. Потом через руки этих хранителей все вещи переходили к нищим. Особо Домна заботилась о странниках, для которых выпрашивала хлеб, булки, молоко и тому подобное и отдавала им, как называла она странников – «слепеньким».
Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам. Когда наступало время ее освобождения, товарищи по заключению «в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму.»
Помня слова Священного Писания: «Праведник милует душы скотов» (Притч12,10), святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего лая, её молитвенные возгласы: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. По одному свидетельству: «Заглянула я однажды в придел храма, — смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится — ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз.» Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.
Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу земной жизни получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних.
Преставилась 16 октября 1872 года и была погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре города Томска. В 1984 году была прославлена как блаженная при установлении празднования Собора Сибирских святых. Её захоронение было разорено в советские годы, но впоследствии близ того места была воздвигнута часовня её имени.