«Отче наш» — молитва, переданная нам Самим Иисусом Христом. Поэтому ее называют молитвой Господней. В повседневной жизни мы произносим «Отче наш» довольно часто: утром, вечером, перед приемом пищи, вместе поем его на литургии. О чем же в ней говорится?
Отче наш, Иже еси на небесех
Именование Бога Отцом не было чем-то принципиально новым для современников Иисуса Христа. Однако именно такое, предельно личное обращение к Богу в молитве для древних иудеев было нехарактерно. Заповедуя ученикам эту молитву, Христос показывает, что наши отношения с Богом переходят на качественно иной уровень. Слово «наш» подчеркивает соборный характер молитвы — христианин произносит ее от лица всей общины как единой семьи. Небеса символизируют то духовное пространство, в котором и происходит наше общение с Богом.
Да святится имя Твое
В Ветхом Завете собственным именем Бога считалось имя Яхве, Которым Бог назвал себя в явлении пророку Моисею. Это имя полностью отождествлялось с Богом, поэтому, когда Иисус Христос говорит об имени Божьем, Он говорит о Боге как таковом. Выражение «да святится» нужно понимать в том смысле, что Бог должен святиться, то есть прославляться в людях, верующих в Него.
Да приидет Царствие Твое
Царство Божие — это новое духовное измерение, в которое человек, уверовавший во Христа, входит уже во время своей земной жизни. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Пришествие Царства Божия — событие исключительно внутреннего порядка: это встреча человека с Богом, откровение Бога человеку. Оно происходит в сердце и может быть незаметно для окружающих».
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли
Человек получил от Бога дар — свободу воли. И каждый регулярно встает перед выбором, как ему поступить. Бог ждет, что мы будем употреблять свою свободу для того, чтобы действовать в соответствии с Его волей, которая состоит в том, чтобы все люди спаслись идостигли познания истины (1 Тим 2:4). Однако люди, в силу греховных наклонностей, могут действовать вопреки воле Божией. В молитве мы и просим, чтобы Господь дал нам силы поступать по Его воле, чтобы воля Божия исполнялась на земле, как и на небе.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь
С одной стороны, мы просим Господа подать нам все потребное для нашей земной жизни в том количестве, которое нам минимально необходимо. Вспомним книгу Исход: Бог питал народ в пустыне манной небесной, она выпадала каждое утро в количестве, нужном для насыщения, но ее нельзя было хранить до завтра. С другой стороны, Сам Христос называет себя хлеб живой, сшедший с небес (Ин 6:51). В этом смысле, хлеб насущный — это Тело Христово, которого причащаются верующие. Неслучайно молитва «Отче наш» поется на литургии именно перед причастием.
И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим
«Долги» здесь значит «согрешения». Христос сказал: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15). Произнося эти слова, мы заявляем о своем стремлении следовать заповеди Спасителя о необходимости прощать, просим Бога помочь нам в этом стремлении и простить наши согрешения.
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого
Искушение может пониматься двояко: как испытание, посылаемое Богом для нашего духовного укрепления и как соблазн, исходящий от диавола. В этих словах мы просим Господа, с одной стороны, не подвергать нас испытаниям, превосходящим наши силы, а с другой, помочь нам устоять перед лицом диавольских соблазнов. Под лукавым имеется в виду все тот же диавол.
Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь
Молитва Господня заканчивается славословием, то есть прославлением Бога. Как правило, во время домашней молитвы эти слова не произносятся и молитва завершается словами «избави нас от лукавого». В богослужебной практике Православной Церкви это славословие было расширено: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Во время богослужения эту фразу после чтения или пения «Отче наш» произносит только священник.