Двадцать девятого августа Православная Церковь вспоминает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (убруса) Господа Иисуса Христа. Это событие неразрывно связано с историей появления образа «Спас Нерукотворный».
Икона «Спас Нерукотворный» уникальна тем, что, по преданию, «автором» ее был… Сам Иисус Христос. Существует две версии этого чуда.
Согласно одной, восточной, правитель сирийского города Эдессы (Едессы) Авгарь заболел проказой – болезнью, которая до последнего времени была неизлечимой. Услышав о чудесах, которые творил израильский проповедник Иисус, царь искренне поверил, что исцелится, если увидит Его лик.
По приказу правителя в Иудею поехал художник, но большая толпа не давала возможности приблизиться ко Христу. Тогда Иисус Сам позвал художника и, взяв полотенце (убрус), обтер им Свое лицо. На убрусе появился лик Спасителя, и Авгарь, получив его, действительно исцелился.
Другое предание хранит западная церковная традиция. Согласно ему, когда Христа вели на Голгофу, Его лицо покрылось потом, и одна из женщин, по имени Вероника, подала Спасителю платок. После того как Христос утерся, на ткани появился Его лик.
Из-за разницы преданий существует два иконографических сюжета «Спаса Нерукотворного» – восточное и западное. Православная Церковь изображает Лик Христа спокойным, с открытыми глазами. На католических изображениях у Спасителя Лик страдальческий, глаза нередко закрыты, а на голове терновый венец.
Не менее интересно и предположение некоторых современных ученых, что иконография «Спаса Нерукотворного» восходит к почитанию Туринской плащаницы, которая долгое время демонстрировалась сложенной таким образом, что был виден только отпечаток Лика.
История христианства знает много попыток объявить иконопочитание вне закона на основании ветхозаветного запрета на изображение Бога. Церковь отвечает на это напоминанием о земном пути Иисуса Христа.
Образ «Спас Нерукотворный» позволяет Церкви утверждать, что икона – не пережиток язычества, но свидетельство того, что Бог действительно стал Человеком и приходил на землю, чтобы Своей жизнью, смертью и Воскресением дать человечеству спасение и жизнь вечную.
Третий Спас, (Хлебный, Ореховый Спас) — день в народном календаре славян, приуроченный ко дню празднования в Православной церкви перенесения Нерукотворного образа Спасителя, — 29-го августа. Третий Спас обычно считался полупраздником.
В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая. Также было принято торговать холстами, полотнами
Народные названия праздника:
- «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас» — с этого дня продают домотканые холсты;
- «Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
- «Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
- «Осенний Спас», «Холодный Спас» (прикам.) — встреча осени;
- «Посевы», «Досевки» — сеются озимые хлеба;
- «Малый Спас» — обычно считался полупраздником.
укр. Третій Спас, Післясвято Успіння, Xлібний Спас, Спас на полотні; белор. Трэці Спас, Малы Спас, Хлебны Спас; серб. Св. Роман.
Народные обряды праздника
В этот день почитают врача мученика Диомида, которому молятся при разных недугах и болезнях, а также Феодоровскую икону Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.
В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами.
Святят новые колодцы. Чистят к осени целебные источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое время года. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас». С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.
В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья.
В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней после Обжинок. Сроки корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда отсевались раньше — к Яблочному Спасу.
На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».
Поговорки на Третий Спас
- Третий Спас хлеба припас.
- Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
- Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
- Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
- Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
- После Успения пришло — солнце на осень пошло (укр. Після Успення прийшло — сонце на осінь пішло).