Косьмо-Дамиановский мужской монастырь располагается в 20 км от г. Алушты, в живописной котловине гор, как пишут краеведы, у подошвы горы Чатыр-Даг. Окружено это дивное место лесистыми склонами Бабугана, хребтом Конек и горой Черной. Здесь и несет свои целебные воды источник святых Косьмы и Дамиана. Вытекает он из двух отдельных ключей, отстоящих один от другого на расстоянии почти трех метров. Оба ключа соединяются в один и затем по каменному руслу спускаются вниз и впадают в реку Альму.
Вода у этого источника очень холодная — 6-7°С, чистая, как слеза, прозрачная, как хрусталь, и необыкновенно вкусная.
О происхождении источника нам повествует Святое Предание. Святые бессребреники, врачи и чудотворцы Косьма и Дамиан, жившие в III веке в Риме, были сосланы римским императором в Крым на заточение. Здесь они, как и раньше, безвозмездно врачевали больных, здесь они и испросили у Бога целебной воды. Долго молились братья, и Господь услышал их молитвы, и потекла из-под горы в двух ключах эта чудодейственная вода. Позже братья вернулись назад в Рим и там приняли мученическую смерть за веру. А испрошенный ими у Бога источник несет в себе и по сей день благодатную целебную силу. Однажды к нему пришел пастух, измученный злой болезнью — проказой, прилег и заснул. Во сне явились к нему два человека с ореолами над головами — назвались Косьмой и Дамианом. И сказали они пастуху, что нужно искупаться в водах источника. Проснувшись, пастух немедленно исполнил это приказание, а когда вышел из воды, почувствовал облегчение и опять же заснул. Чудотворцы снова явились к нему: «Будешь теперь совершенно здоров, но помни, что ежегодно 1 июля ты должен являться к нашему источнику для омовения тела. Советуем делать то же и страждущим братьям твоим, которые поверят в нашу помощь».
Есть другое старинное свидетельство. Один благочестивый старец (по национальности грек) как-то прилег отдохнуть близ источника. Во время дремоты он увидел двух каких-то странников средних лет. Они подошли к воде, испили ее, а затем отошли к дереву, сваленному бурей, и будто растворились — стали невидимыми. Пораженный таким видением старец проснулся, тоже подошел к дереву и нашел под ним доску с ликами двух святых. На доске была надпись, гласящая, что здесь изображены святые Косьма и Дамиан. В этих ликах он и узнал странников, которых видел во время дремоты. Говорят, что с той самой поры источник и стали называть Косьмо-Дамиановский.
Как предполагает крымский краевед и писатель В. X. Кондараки, христиане построили здесь храм во имя этих святых. Сюда же постоянно приходили из различных мест и многие больные. Искупавшись в целебной воде, они вскорости выздоравливали. Это предположение подтверждается тем, что в средневековье христиане Крыма очень часто возводили церкви в лесных и горных укромных местах и особенно при целебных источниках. Останки храмов почти везде встречаются неподалеку от ручьев в горной части Крыма. Знаем, что при переселении христиан из Крыма в Приазовье в частности, в Мариуполь (1778-1780 гг.), на полуострове опустели более 80 населенных пунктов, остались заброшенными жилища и культовые сооружения — были покинуты 54 церкви, из которых 20 совершенно разрушены. Возможно, такая же участь постигла и храм у источника Косьмы и Дамиана. Покидая полуостров, греки и армяне старались в первую очередь увезти с собой семейные ценности и священные реликвии. Из Крыма было вывезено большое число серебряной церковной утвари и 14 иконостасов. В 1779 г. была увезена греками в Мариуполь и явленная у источника икона Косьмы и Дамиана.
На новом месте переселенцы-христиане строили новые храмы, а в городах и селах селились вместе, образуя целые кварталы. Так, выходцы из г. Карасубазара (ныне г. Белогорск) обосновали в Мариуполе целый карасубазарский квартал. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной для них, и находилась особенно чтимая икона святых Косьмы и Дамиана, написанная на доске. В Крыму же она находилась там, где в середине XIX века был открыт Косьмо-Дамиановский монастырь.
Сын священника из Анатолии Константина Спиранди, — протоиерей Георгий, рассказывал, что еще до присоединения Крыма к России бахчисарайские и мангушские греки каждый год приходили к источнику и погружались в него, и что отец его, прибывший с ним в Крым из Анатолии в июне 1781 года, очистил место при источнике и нашел в земле мраморную доску с высеченными на ней ликами святых Косьмы и Дамиана и с греческой надписью. Эта икона тут же при источнике была им оставлена. Последнее упоминание о ней было в 1795 году, и с тех пор о ней ничего не ведомо.
О целебных свойствах источника известно с давнего времени. История сохранила для нас такие факты. Так, например, получили исцеление жители Симферополя Попов и Анастас. Первый 3 года ничего не видел, но, умыв глаза привезенною из источника водицей, — прозрел. Последний семь лет страдал лихорадкой, но, испив этой целебной воды, — исцелился. А полковник Афинеус несколько лет не владел правой рукой. После молитвы на молебне он погрузился в источник и выздоровел. Получила исцеление от водяной болезни Параскева, служанка балаклавского жителя Дмитрия Лимио. А бахчисарайская гречанка Папалески избавилась от глухоты. Девятилетний сын чиновника из Симферополя перестал страдать болезнью ног. А симферопольский купец Иван Потапович Санютин вылечился от продолжительной лихорадки, расслабления нервов и слабости всего организма. Избавились от своих болезней внезапно ослепший пастух из Бешуи и еще один пастух, повредивший ногу при падении со скалы. Есть немало и других свидетельств чудодейственного исцеления водой Косьмо-Дамиановского источника.
С незапамятных времен шли сюда люди разного звания, состояния, возраста, национальности. Погружались они в святую воду для исцеления, прославляя при этом имена свв. Косьмы и Дамиана. Но не было близ источника никаких построек для приюта богомольцев. А каждый год к 1 июля (по старому стилю), ко дню памяти святых бессребреников и чудотворцев, сюда стекалось множество паломников со всех концов Таврического полуострова.
И вот, во втором десятилетии XIX века, на средства графини Софии Потоцкой биюкламбатскими татарами у источника было построено временное пристанище для паломников. С 40-х годов XIX в. ко дню памяти Косьмы и Дамиана сюда стали приезжать священники из Симферополя, Бахчисарая и других мест и совершать тут чин освящения воды и молебны святым бессребреникам. А прибывающие в это святое место богомольцы располагались здесь целым табором.
Большой известностью и почитанием пользовался источник Косьмы и Дамиана в народе. Урочище, в котором он находился, как нельзя лучше подходило для устройства здесь святой обители, но Господь пока не указывал благопотребных на то деятелей. Со времени присоединения Крыма к России земли Таврии в зависимости от административно-территориальных преобразований включались в состав разных епархий — Словено- Херсонской; Новороссийской и Днепропетровской; Екатеринославской, Херсонской и Таврической. 9 мая 1837 года при императоре Николае I создается новая Херсоно-Таврическая епархия.
Главой епархии был назначен Екатеринославский архиепископ Гавриил (Розанов), руководивший ею до 1848 г., когда был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. Сей владыка ознаменовал свою деятельность учеными исследованиями и описанием памятников христианской, особенно православной, древности в Крыму.