Часовня

Как выселяли монахинь, какие еще испытания выпали на долю бедных матушек — пока неизвестно. Но на этом дело, связанное с обителью свв. бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, не закончилось. В августе 1928 года в Крыму вновь развернулась активная переписка, связанная с собственностью монастыря.

17 августа 1928 года Ялтинским райисполкомом, в чьем ведении находилось одно из строений бывшего монастыря — часовня, было принято решение о ее разборке на строительные материалы с целью их реализации. Все работы предполагалось начать в октябре текущего года и поручались они для выполнения Алуштинскому комитету взаимопомощи. Это решение вызвало массу протестов со стороны руководства заповедника. Директор заповедника Троицкий 5 ноября направил ряд телеграмм в КрымЦИК, ЦАУ Крыма и Главнауку Наркомпроса РСФСР с просьбой срочно приостановить разборку часовни. Особую роль в спасении этого здания сыграл нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский. В Крымском архиве хранится телеграмма, которую он направил 9 ноября 1928 года в КрымЦИК и ЦАУ Крыма. Приводим ее содержание: «Разборка бывшей часовни в госзаповеднике Алуштинским комвза без разрешения Наркомпроса РСФСР недопустима. Просьба приостановить. Нарком Луначарский». Сразу же из Симферополя в Ялтинский райисполком была дана команда о приостановлении всех действий по разборке часовни. Чтобы осветить создавшуюся ситуацию, управление КГЗ направило в КрымЦИК, Главнауку Наркомпроса РСФСР и Ялтинский райисполком следующее сообщение:

«Препровождая при сем в копиях переписку Ялтинского РИКа и Алуштинского горсовета о разборке каменной часовни в КГЗ и реализации материалов после разборки в сумме 154руб. 53 коп., управление заповедника сообщает:

1) На основании постановления СНК РСФСР о Крымском государственном заповеднике от 25 апреля с. г. — „ Все сооружения и постройки, находящиеся на территории абсолютного заповедника и его научно-опытного и хозяйственно-эксплуатационного участка переданы в ведение управления заповедника», вследствие чего предписание Ялтинского Райкомвза от II. 10 с. г. о разборке упомянутой часовни юридически является совершенно незаконным.

2) За отсутствием других, более подходящих помещений управление заповедника вынуждено использовать помещения б. монастыря для научных и экскурсионных целей. Так, здание б. церкви Косьмы и Дамиана с успехом использовано под естественно-исторический музей, в здании же б. Преображенской церкви устроен клуб, приспособленный и под экскурсии. Равным образом и помещение каменной часовни с течением времени может быть использовано хозяйственным способом (предположительно для рыбоводной станции) тем более, что благодаря прочности кладки, оно совершенно не пострадало от землетрясения.

3) Наконец, и реализация материала совершенно не оправдывает расходов по разборке здания, так как главную массу материала составляет камень, который на месте не может быть реализован за ненадобностью, а вывозка его в Алушту обойдется весьма дорого.

Таким образом, разборка часовни, не имея юридических оснований, не оправдывает себя и со стороны хозяйственной.

Как памятник культа, часовня в последние годы не играет никакой роли. На основании изложенного управление заповедника просит дать соответствующие указания Ялтинскому райисполкому».

Вскоре, 22 декабря 1928 года, Ялтинский райисполком направил в ЦАУ Крыма такое пояснение: «На основании постановления Президиума Ялтинского РИКа часовня была нами передана госфонду для сноса, так как это здание никак не использовалось.

На наш запрос о причинах, побудивших КГЗ просить о приостановлении разборки часовни, сообщено, что до настоящего времени здание часовни не использовалось за отсутствием средств.

Благодаря наличию сильного родника, бьющего в центре здания, КГЗ предполагает использовать его для установки динамо-машины с целью получения электроэнергии, но выполнение проекта затрудняется отсутствием необходимых средств.

Административный отдел полагает возможным поставить перед Президиумом Ялтинского РИКа вопрос о закреплении часовни за КГЗ, при условии, если это здание будет рационально использовано в течение марта-апреля 1929 года. Одновременно сообщаем, что культовые признаки, имевшиеся в этой часовне, изъяты еще в 1925 году».

4 января 1929 года ЦАУ Крыма направило Ялтинскому адмотделу ответ, что «не возражает против использования ликвидированной часовни б. Косьмо-Дамиановского монастыря Крымгосзаповедником, но настаивает, чтобы б. часовня была использована не позже первой половины 1929 года» , чем окончательно разрешило этот вопрос. Так была сохранена существующая и поныне часовня.

К зданию часовни и братия, и прихожане относятся с особым трепетом. Ведь здесь бьется сердце монастыря. В алтаре, находится источник. Исцелил он великое множество людей от недугов и вылечил немало душ заблудших.